Понятые при составлении схемы дтп

Как оспорить схему ДТП и вину водителя с помощью адвоката?

Понятые при составлении схемы дтп

   Что делать, если составлена схема ДТП, не соответствующая действительной ситуации? Все искажения часто играют против стороны – участника дорожно-транспортного происшествия.

Устанавливается вина по схеме невиновного водителя, что порождает выплаты другим участникам в виде компенсации морального и материального ущерба.

В этом случае такую схему ДТП можно и нужно оспорить в рамках административного, уголовного или гражданского судопроизводства.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по спорам с ГИБДД и оспариванию вины участника ДТП поможет Вам в процедуре юридическая защита автовладельцев: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Фальсификация схемы ДТП

    Фальсификация схемы ДТП заключается в подделке схемы, указании недостоверной информации, в частности, места, где якобы расположены знаки, какие-либо предметы, указание не соответствующих границ, расстояний и др.

   Стоит отметить, что при фальсификации схемы ДТП присутствует умысел лица или лиц, которые по каким-то своим причинам заинтересованы в указании недостоверной информации.

   Намного проще будет оспаривать схему и не соответствие указанных в ней сведений, если попав в ДТП, произведете фиксацию аварии, а именно:

  1. сфотографируйте машины с разных ракурсов, в том числе госномера,
  2. сфотографируйте повреждения;
  3. сфотографируйте состояние дороги, знаки, детали от машин, иные предметы, при этом фотографируйте так, чтобы по возможности были видны машины всех участников ДТП;
  4. сохраните информацию с видеорегистратора;
  5. зафиксируйте информацию о ДТП на видеокамеру телефона;
  6. срочно получите консультацию юриста по ДТП, звоните нам уже сегодня

Порядок составления схемы и протокола ДТП

  1. На схеме ДТП должны быть обозначены контуры проезжей части, название улиц (дорог и т.д.

    ), направление движения, расположение транспортных средств (далее ТС) «А» и «В» в момент столкновения и конечные положения указанных ТС, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, ширина проезжей части, предметы, имеющие отношения к данному ДТП, ограждения, тротуары, следы торможения, расположение поврежденных деталей и т.д.

  2. Как осуществлять выезд на место ДТП и составлять схему и протокол, подробно изложено в Приказе МВД, которым утвержден административный регламент по осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
  3. Схема ДТП должна быть составлена тщательно, с указанием всей необходимой информации.

    Участвуя в составлении схемы, внимательно смотрите, что в ней отражается.

  4. Непосредственно на схеме должно быть указано, что это «схема ДТП» или «схема к протоколу осмотра места происшествия». Необходимо указать на схеме место происшествия, дату и время.

  5. После схемы необходимо указать, кто составил схему ДТП, если присутствовали понятые, свидетели, указанных лиц также указать в схеме и они должны расписаться. Участники ДТП должны указать, согласны они со схемой ДТП или нет, и соответственно расписаться. Также в схеме должны быть указаны условные обозначения и их расшифровка.

   Помимо схемы ДТП сотрудниками ГИБДД составляется протокол осмотра места ДТП, если причинен вред здоровью потерпевшего. Схема является приложением к указанному протоколу:

    При составлении протокола должны присутствовать два понятных или же должна вестись видеозапись.

   В протоколе указывается:

  • ­ дата и место составления,
  • ­ фамилия и инициалы и должность лица, которое составило протокол,
  • ­ информация о лице, которое управляло ТС в момент совершения ДТП, а также тип, марка, модель, госномер ТС,
  • ­ ФИО и адреса понятых, свидетелей и потерпевших,
  • ­ описывается непосредственно само происшествия, а именно, когда, в какое время, в каком месте, что произошло,
  • ­ статья, предусматривающая ответственность за совершенное правонарушение,
  • номер полиса ОСАГО,
  • ­ номер водительского удостоверения;
  • ­ информация о месте работы и номере телефона.

Также в протоколе должны быть отражены:

  • ­ действия должностного лица и их порядок.
  • ­ в каком состоянии и какого качества дорожное полотно,
  • ­ имеется ли дорожная разметка,
  • ­ насколько освещен участок дороги места ДТП,
  • ­ если ДТП совершено на перекрестке, то какой это перекресток (регулируемый или нерегулируемый), работает ли светофор, какие знаки имеются,
  • ­ также могут быть указаны иные обстоятельства, имеющее существенное значение. В частности в протоколе отражается информация об осмотре ТС, какие повреждения имеются у ТС и др. информация.

   Лица, которые участвуют в осмотре, могут сделать заявления, которые должны быть отражены в протоколе. Кроме того, указанным лицам должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем должна быть сделана запись в протоколе.

   Если в ходе осмотра применяется видеосъемка или фотосъемка об этом делается отметка в протоколе.

   Протокол подписывается должностным лицом и лицами, которые участвовали. Копии протокола вручаются лицам, которые управляли ТС в момент ДТП.

Как оспорить схему ДТП?

   Если лицо не принимало участие в составлении схемы по каким-то причинам, например, было госпитализировано в медицинское учреждение, то при выявлении не соответствия схемы, она может быть оспорена им, часто это требуется для обжалование обоюдной вины при ДТП и доказывания своей невиновности. Но в данном случае под оспариванием схемы больше имеется ввиду выражение не согласия с ней и предоставлении доказательств, подтверждающих, что схема составлена неправильно

Для оспаривания основанием может служить, например, то, что:

  • ­ в схеме не отражена информация о наличии ям, луж, каких-то дорожных знаках,
  • ­ неверно указана информация о расположении транспортных средств, о ширине проезжей части;
  • ­ схема оформлена с нарушением требований закона.

   Саму схему ДТП оспорить нельзя. Судебная практика говорит, что схема ДТП отражает факты с места происшествия, оспаривать необходимо постановление об административном правонарушении основанием для которого служит схема ДТП.

   Лицо должно представить доказательств, что схема не соответствует фактическим обстоятельствам дела, это могут быть записи с видеорегистратора, видеокамер, фотографии.

   В процессе рассмотрения дела суд может прийти к выводу о том, что схема ДТП является ненадлежащим доказательством по делу.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как защититься в составе преступления 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения) и подпишитесь на бесплатное видео в нашем канале уже сегодня

Внесение изменений в схему ДТП

   Если участник ДТП выявил какие-то неточности в схеме ДТП, он может обратиться с ходатайством к соответствующему должностному лицу ГИБДД о внесении изменений в схему ДТП.

   ВАЖНО: зафиксировать факт обращения с вышеуказанным ходатайством, то есть обратиться надо письменно, изложив, с чем вы не согласны и что просите, и вручить ходатайство под отметку на вашем экземпляре.

   В случае удовлетворения ходатайства может быть осуществлен дополнительный выезд на место ДТП и составлена дополнительная схема, или внесены изменения в ранее составленную схему с соответствующими оговорками и подписью лица, которое внесло изменения.

   Если сотрудник ГИБДД отказывается вносить изменения, можно обжаловать его бездействие.

Куда обжаловать схему ДТП?

   Обжаловать непосредственно схему ДТП нельзя. Можно фактически оспаривать схему, предоставляя доказательства о том, что указанная в ней информация является недостоверной или неполной в ходе рассмотрения других дел.

   В процессе рассмотрения дела следует приобщать доказательства о фактических обстоятельствах ДТП, можно просить допросить свидетелей.

   Можно обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, можно обжаловать действия должностных лиц, указав на не согласие со схемой ДТП, но административный регламент не говорит о возможности обжалования непосредственно схемы ДТП.

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/kak-osporit-shemu-dtp/

Схема дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Понятые при составлении схемы дтп

В настоящей статье мы дадим практические советы, которые помогут участникам дорожно-транспортного происшествия реализовать свои права и позволят избежать распространенных ошибок, допускаемых ими при оформлении схемы ДТП.

Любое дорожно-транспортное происшествие влечет за собой необходимость его документирования в установленном законом порядке.

Основным документом, который составляется на месте происшествия, является схема ДТП.

Несоблюдение требований закона касающихся данного документа влечет его недействительность.

Под схемой дорожно-транспортного происшествия (ДТП) понимается графическое отображение плана местности, дорожной обстановки, транспортных средств, следов и предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Являясь основополагающим доказательством, схема происшествия включает в себя ряд исходных данных, без которых производство по делу невозможно.

Данный источник доказательств должен соответствовать критериям информативности и объективности, то есть содержать в себе максимально полные и достоверные сведения о картине на месте дорожно-транспортного происшествия.

Закон устанавливает ряд требований к форме, содержанию и порядку составления исследуемого нами документа.

Рекомендации по составлению cхемы ДТП

Как показывает практика, лицам, принимающим участие в составлении схемы происшествия, следует знать:

  1. Зарисовывается схема на специальном бланке.

    Бланк схемы ДТП утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации, исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее Административный Регламент МВД РФ).

  2. Составляется и подписывается должностным лицом, в производстве которого находится дело о ДТП.

    Являясь приложением к протоколу осмотра места происшествия, схема составляется сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.

    Если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили тяжкие последствия – кому-либо из его участников причинен вред жизни и (или) здоровью, схему ДТП составляет дежурный следователь (дознаватель) прибывший на место происшествия в составе следственно-оперативной группы.

    Схема, составленная участниками происшествия, не может заменить собою схему, которую оформляет должностное лицо (сотрудник ГИБДД, следователь, дознаватель), в соответствии с возложенными на него законом полномочиями.

    Участник ДТП не является лицом, осуществляющим производство по делу.

    Не стоит терять времени на составление дублирующих схем ДТП в режиме онлайн.

    Для зарисовки схемы, ее составителю достаточно иметь лист бумаги и авторучку.

  3. Оформляется с участием понятых.

    При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия присутствуют понятые, привлекаемые сотрудником ГИБДД, следователем (дознавателем) в порядке, предусмотренном законом.

    Процессуальный статус понятых, их права и обязанности определены в нормах Кодекса РФ об административных правонарушений (статья 25.

    7), Административного Регламента МВД РФ (пункт 111),Уголовно- процессуального кодекса РФ (статья 60).

    Исходя из анализа перечисленных выше норм закона понятой – это лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, не заинтересованное в конечном результате по делу.

    Максимальное число понятых не регламентировано законом, однако их должно быть не менее двух.

    Понятые удостоверяют процесс производства (составления схемы ДТП), содержание (проведение замеров, определения положения автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части дороги, фото и видео съемку) и результат (внесение достоверных данных в бланк схемы ДТП) процессуального действия.

    На практике должностные лица, осуществляющие производство на месте дорожно-транспортного происшествия (сотрудники ГИБДД, следователь, дознаватель), зачастую игнорируют требования пункта 111 Административного регламента МВД РФ.

    Не указывая в протоколе осмотра места происшествия и схеме сведений о документе, удостоверяющим личность лица, привлекаемого к участию в деле в качестве понятого, они ограничиваются, в лучшем случае, установлением личности по водительскому удостоверению.

    При этом в протокол (схему ДТП) сведения, о месте жительства понятого, вносят с его слов.

    Данная практика порочна и недопустима.

    В силу разного рода причин людям свойственно путать понятия «место регистрации» и «место проживания». Эти понятия нетождественны.

    Зачастую на роль понятых люди идут без особого желания.

    Участие в деле в качестве понятого сопряжено с временными затратами и порождает обязанность гражданина являться по повесткам в следственные органы и суд.

    Неисполнение данной обязанности влечет за собой наложение штрафа в отношении лица, уклоняющегося от вызова следователя (суда) и осуществлении принудительного привода гражданина в органы следствия (суда).

    При таких «привилегиях» нельзя исключить возможности умышленного искажения лицом, привлекаемым к делу в качестве понятого, сведений о его месте жительства.

    Единственным документом, удостоверяющим личность гражданина и, содержащим сведения о его месте регистрации по месту проживания, является паспорт гражданина РФ.

    Из сказанного выше следует, что именно сведения о паспорте в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе (схеме ДТП). Невыполнение данного требования может повлечь в дальнейшем ряд негативных последствий.

    Например, понятого невозможно вызвать для допроса в качестве свидетеля, что значительно затрудняет дальнейшее производство по делу и ограничивает доказательственную базу.

    Несоблюдение требований закона позволяет виновнику дорожно-транспортного происшествия и его защитнику опротестовать схему ДТП, выполненную с нарушением требований закона и признать ее недопустимым доказательством.

  4. Документируется с привлечением заинтересованных лиц, круг которых определяет должностное лицо, производящее осмотр места ДТП.

    К оформлению схемы ДТП привлекаются его участники и иные заинтересованные лица.

    При наступлении тяжких последствий, осмотр места происшествия и составление его схемы, производится с участием специалистов.

    Специалист это лицо, обладающее специальными познаниями в определенной области (автотехники, криминалистики, судебной медицины…)

    В качестве специалистов могут привлекаться сотрудники ГИБДД, эксперт – криминалист, специалист – автотехник.

    Подробности в статьях:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

    Сотрудники ГИБДД, следователи, дознаватели, упрощая процедуру оформления схемы ДТП, не принимают должных мер по установлению и привлечению заинтересованных лиц к составлению плана-схемы места происшествия.

    Такой подход можно условно назвать ограничительным.

    Часто схема ДТП составляется наскоро, с участием «не заинтересованных в исходе дела» и безразличных ко всему происходящему понятых.

    Водители транспортных средств – участники ДТП, находясь в состоянии стресса от пережитой аварии, не всегда способны объективно оценить сложившуюся обстановку.

    Таким образом, создается благодатная почва для разного рода злоупотреблений. Не следует недооценивать последствия ограничительного подхода при определении круга лиц, привлекаемых к участию для фиксации обстановки на месте ДТП.

    Также, к процедуре собирания сведений, подлежащих внесению в схему, наряду с водителями – участниками дорожно-транспортного происшествия, должны привлекаться пешеходы и пассажиры транспортных средств, пострадавшие в результате аварии.

    Все они являются полноправными участниками происшествия.

    К числу заинтересованных лиц, не принимавших непосредственного участия в исследуемом нами событии, относятся собственники транспортных средств, работодатели, представители предприятий и организаций, имуществу которых причинен вред, представители дорожных служб.

    Для них событие ДТП может порождать права и обязанности. Заинтересованные лица могут реализовывать свои права через представителей и адвокатов.

Общим показателем эффективности действий каждого из лиц, участвующих в производстве по делу о ДТП, является степень его активности и инициативности.

Действия участников, привлеченных к составлению схемы происшествия, не должны сводиться к молчаливому присутствию и созерцанию ими происходящего.

Необходимо записывать результаты всех замеров, вносимых в схему, контролировать процесс осмотра места ДТП.

Действенным методом контроля, обеспечивающим полную и достоверную фиксацию обстановки на месте ДТП, является фотосъемка и видеозапись.

Если у Вас нет возможности произвести фото–видео фиксацию, можно нарисовать схему ДТП самостоятельно.

Неотъемлемым и обязательным атрибутом схемы, составленной на месте дорожно-транспортного происшествия, является наличие в ней подписей.

Схема подписывается должностным лицом, понятыми и всеми заинтересованными лицами, которые принимали участие в осмотре места происшествия.

На что следует обратить внимание при ознакомлении со схемой ДТП

Перед подписанием схемы ДТП необходимо ознакомиться с ее содержанием и обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Убедитесь в том, что схема составлена надлежащим образом и подписана должностным лицом (сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем).

  • Проверьте наличие подписей понятых, сведений о документах, удостоверяющих личности и места их жительства.

  • Обратите внимание на то, чтобы данные в схеме, соответствовали данным, которые были зафиксированы Вами в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

  • Если при ознакомлении со схемой места происшествия Вами будет выявлено несоответствие условиям, перечисленным в п.п. 1-3, необходимо в соответствующей графе написать « Со схемой не согласен», удостоверить несогласие и факт ознакомления подписью. В дальнейшем – оспорить схему ДТП.

  • При соответствии схемы п.п. 1-3 напишите: «Со схемой согласен», удостоверьте согласие и факт ознакомления своей подписью.

  • Сфотографируйте схему (при наличии возможности).

Предложенный порядок ознакомления и подписания схемы ДТП является наиболее целесообразным, так как позволяет избежать злоупотреблений и фальсификаций со стороны третьих лиц, ограничивает возможность внесения последующих изменений и дополнений в оригинал документа.

Иногда, при отсутствии необходимых условий, на месте происшествия рисуется черновик – образец схемы ДТП, который в последующем перечерчивается «набело».

При этом все требования, предъявляемые к схеме ДТП, должны быть неукоснительно соблюдены.

Черновик схемы ДТП приобщается к материалам дела.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/skhema-dtp

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.