Понятие дтп в коап

Что такое ДТП: виды и определение в правилах дорожного движения, ответственность виновника

Понятие дтп в коап

Дорога — довольно непредсказуемое и опасное место для всех участников дорожного движения. В ходе нарушений ПДД какой-либо из сторон существует огромная вероятность возникновения ДТП. Такое событие может нести последствия различной сложности и тяжести.

Определение ДТП в ПДДВиды ДТПОпрокидываниеСтолкновениеНаезд на препятствиеНаезд на велосипедистаНаезд на животноеСхема ДТПУчастники ДТППравила поведения участников: куда звонить и что делатьЧто грозит виновнику ДТП при наличии пострадавшихvar index=document.

getElementsByClassName ('index-post');if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName ('contents');if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem ('hide-contents') === '1') {contents.

className+=' hide-text'}}}

Определение ДТП в ПДДВ Законодательном документе о ПДД РФ, принятом Советом Министров от 23.10.1993 г.

под №1090, среди базовых понятий ДТП можно расшифровать таким определением: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства (ТС), сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб».

Виды ДТПРассматриваемое событие можно рассматривать согласно базовой и особой классификациям, что может дать возможность корректно подобрать способы устранения последствий определённой ситуации.

К основной классификации относятся такие виды:

опрокидывание;столкновение;наезд (на препятствие, велосипедиста, животное).

Типологию особых видов ДТП можно рассматривать как событие с более опасными факторами. Их можно распределить таким образом:

Падение груза при перевозке. Событие, в ходе которого грузовой объект, выпавший из ТС, наносит материальный или физический ущерб.

Падение ТС в воду. Событие, в ходе которого ТС попадает в воду. В результате данного ДТП необходима помощь спасательных служб с использованием особого водолазного оборудования.

ДТП на железнодорожных путях. Событие, которое происходит при столкновении двух ТС или средства передвижения с железнодорожным составом на ж/д путях.

ТС под завалом. Происшествие, которое возникло, когда ТС вместе с людьми из-за различного рода внешних факторов попадает под завал.

ДТП в туннелях или путепроводах. Событие с повышенным уровнем ограничения в пространстве, что затрудняет свободный доступ специальных служб к месту аварии. Данный вид может повлиять на возникновение вторичных последствий, например, пожаров.

ДТП со средствами передвижения, которые перевозят грузы высокой опасности. События, в ходе которых происходит утечка или возгорание различного рода опасных веществ.

ДТП с участием трамвая или троллейбуса. Ситуация, которая возникла при столкновении трамвая (троллейбуса) с ТС или когда происходит обрыв и падение силовых проводов на машины, или если трамвай сходит с рельсов с дальнейшими последствиями.

Опрокидывание

Опрокидывание стоит понимать, как падение ТС на боковую или верхнюю (крышу) часть вследствие различных причин, например, резких поворотов или столкновений. Степень осложнения данного вида ДТП увеличивается, когда крыша машины деформирована. В таком случае доступ к пострадавшим будет полностью или частично перекрыт, что значительно замедлит процесс проведения спасательных работ.

Знаете ли вы? Первый в истории арест за превышение скорости произошёл в 1899 году в Нью-Йорке. Штраф наложили на таксиста, который превысил скорость до 19 км/ч.

Рассматриваемый вид ДТП имеет такие разновидности:

вследствие столкновения;в результате заноса;при неисправности ТС.

По сравнению с другими видами, основной чертой опрокидывания является значительное повреждение ТС.

Столкновение

Понятие «столкновение» подразумевает ДТП, которое происходит при столкновении ТС в ходе их движения, с элементами конструкций дороги, преградами и железнодорожным составом (как неподвижным, так и движущимся).

Рассматривают следующие 3 вида столкновения:

Фронтальное (лобовое). Рассматриваемая разновидность происходит при столкновении средств передвижения во время встречного движения. От такого столкновения кузов машины значительно деформируется, что может привести к многочисленным травмам тяжёлой степени как у автомобилиста, так и у пассажиров.

Боковое. Событие, в ходе которого произошло столкновение передней части одного автомобиля или другого ТС с боковой стороной другого.

Обычно данный вид столкновения считается наиболее опасным, что связано с короткой дистанцией между боковыми поверхностями корпуса транспортных средств и внутри сидящих людей.

Специальным службам приходится проводить очень сложную роботу для спасения пострадавших, ведь чаще всего при деформации кузова остаётся критически мало места для выполнения неотложных работ.

Касательное. Ситуация, которая возникла при столкновении ТС, движущихся в одном направлении.

Наезд на препятствие

Наезд на препятствие называют разновидностью ДТП, когда ТС врезается в строения или преграды, не являющиеся участниками дорожного движения.

Вследствие данного типа наезда работа специальных спасательных служб строится согласно определённых стратегий в конкретных случаях. Важно также учитывать количество людей, которые пострадали, и уровень возможной угрозы вследствие аварии.

Среди второстепенных факторов, несущих опасность во время проведения спасательных работ, можно выделить такие:

падение обломков повреждённых преград;обрыв раскалённых электропроводов;пожары.

Наезд на велосипедиста

Наезд на велосипедиста — разновидность ДТП, возникшая вследствие невнимательности или несоблюдения необходимых правил на дороге одной из сторон. Вследствие такой ситуации, согласно ПДД, автомобилиста ожидает больше последствий, поскольку авто считается средством повышенной опасности, по сравнению с рассматриваемым двухколёсным транспортом.

Важно! В отличие от велосипедиста, автомобилист получает права и сдаёт экзамены по ПДД, поэтому чаще всего ответственность в большей мере падает на автомобилиста.

Автовладельцу в данной ситуации следует выполнить такой порядок действий:

Определить состояние пострадавшего. Вызвать службу неотложной помощи и сотрудников ГАИ. Разместить знак аварийной остановки, а ТС — с включённой аварийной сигнализацией. Зафиксировать место ДТП.

Наезд на животное

Возникновение рассматриваемого вида довольно часто случается не по вине автомобилиста, поскольку такая авария является непредсказуемой, ведь невозможно предусмотреть поведение животного. Согласно законодательным нормам, данную разновидность наезда можно рассматривать таким образом:

за состояние животного должен отвечать его владелец;согласно закону «О животном мире», нанесение вреда дикому зверю приравнивается к нанесению ущерба стране, поскольку эти животные находятся под охраной государственных органов.

Важно! В связи с тем, что причинение вреда питомцу можно рассматривать как нанесение материального ущерба, соответственно, такую разновидность наезда необходимо понимать как ДТП.

Когда автомобилист является виновником наезда с нанесением вреда животному, то он производит материальные выплаты хозяину или привлекается к ответственности (наехав на дикого зверя). Когда автовладелец не виноват в наезде, а питомец оказался на дороге по вине его собственника, тогда в рассматриваемой ситуации есть огромный шанс получить финансовое возмещение ущерба транспортному средству.

Схема ДТПСхема ДТП — графически-изобразительное обозначение места аварийной ситуации, которое представлено в виде чертежа с обозначением всех необходимых деталей и факторов. Рассматриваемое изображение влияет на определение степени виновности сторон, возможных причин и последствий ДТП в ходе расследования.

Данная схема должна быть построена с включением таких пунктов:

указание дорожных разметок;указание всех дорожных знаков;размещение ТС и других авто на проезжей части;указание направления движения ТС;место удара;указание месторасположения с названием улиц;определение света на светофоре;обозначение преград.

Рекомендуем для прочтения:

Ремень безопасности в автомобиле по ПДДРегулировка дорожного движения: сигналы и жесты регулировщика

Безопасность манёвра по ПДД и виды маневрирования

Порядок проведения экспертизы после ДТПСхему ДТП рекомендуется подписывать всеми сторонами аварии и возможными свидетелями, особенно, если представители ГИБДД приезжают на место события с опозданием.

Для составления схемы необходимо придерживаться таких рекомендаций:

Рисунок должен быть подписан так: «Схема ДТП». Указание ФИО участника, который составляет схему. Чертёж выполняется стандартно на листе формата А4 с использованием рулетки. Указание участников аварии с данными об их самочувствии и состоянии (опьянение и пр.).

Использование одинаковых бланков для всех сторон. Использование ручки, а не карандаша. Указание ориентиров по местности ДТП (перекрёстки, номера домов и т. д.). Наличие всех следов повреждения на поверхности авто.

Внизу схемы желательно указать свидетельские показания.

Участники ДТПКаждое лицо, имеющее связь с рассматриваемым событием, можно с уверенностью назвать участником ДТП.

Согласно стандартной классификации, участниками ДТП могут выступать:

водитель ТС;пассажиры;пешеход.

Участвовавшие стороны также можно рассматривать и согласно такой типологии (по степени вовлечённости в ДТП):

виновная сторона;пострадавшая сторона.

В каждой определённой ситуации все стороны и участники события имеют различные права и обязанности. Согласно вышеуказанных данных, выделяют 6 основных типов участников аварии:

автомобилист-виновник;автомобилист-пострадавший;пассажир без полученных увечий;пассажир с нанесённым физическим вредом;пострадавший пешеход;пешеход-виновник ДТП.

Правила поведения участников: куда звонить и что делать

Первое и важное условие для всех участников аварии — это не покидать место события. С момента остановки ТС, автомобилисту необходимо установить знак аварийной остановки и поставить на включённом режиме аварийную сигнализацию.

При минимальных повреждениях ТС без физически пострадавших участников можно воспользоваться процедурой «Европротокола».

Все остальные ситуации решаются только с участием сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, которых необходимо сразу же вызвать на место события.

В том случае, если участники получили какие-либо травмы, то обязательно нужно вызвать неотложную помощь. До момента приезда инспекторов ГАИ участники вправе сделать фотосъёмку, а также взять показания у свидетелей.

Не будет лишним в это время изобразить схему ДТП.

Основное правило для всех сторон аварии — это соблюдать спокойствие и не паниковать, ведь необдуманные и скоропостижные действия могут привести к непредсказуемым последствиям.

Что грозит виновнику ДТП при наличии пострадавших

Любой автовладелец не сможет предсказать, что на дороге не случится непредвиденная ситуация, являющаяся результатом ДТП. Несмотря на это, если человек считается виновником данного события, то ему может грозить ответственность:

Гражданская. Рассматриваемая разновидность подразумевает материальную компенсацию за ущерб ТС, финансовое возмещение ущерба пострадавшей стороне на время его нетрудоспособности, а также компенсация за моральный ущерб. Виновная сторона сможет возместить ущерб с помощью полиса (ОСАГО или КАСКО), а также за личные средства (по решению судебных органов).

Административная. Эта разновидность применяется в случае нанесения физического вреда (лёгкой и средней степени тяжести) участнику ДТП. Штраф за лёгкую степень травматизма — 2000–5000 руб.

или временная конфискация водительского удостоверения (1–1,5 года), за среднюю степень — 10000–25000 руб. или временная конфискация водительского удостоверения (1,5–2 года).

Административная ответственность может быть представлена в виде предупреждения, административного штрафа или лишения прав.

Уголовная. Рассматриваемая разновидность (в ходе которой будет открыто уголовное дело) подразумевает смертельный исход ДТП или причинение высшей степени вреда здоровью человека.

Смягчающая или отягощающая степень ответственности назначается виновнику по решению суда с учётом всех обстоятельств согласно конкретной ситуации. Летальный исход — это главное основание в ужесточении наказания.

Один погибший — водителю грозит до 4 лет исправительных работ или до 5 лет лишения свободы (если водитель был в состоянии опьянения, то до 7 лет). Несколько погибших — до 5 лет исправительных работ или до 7 лет тюрьмы (при опьянении — 9 лет).

Сегодня у автомобилистов появилась возможность разобраться на месте события без участия инспекторов ГИБДД и обращения к страховщику.

Такой способ возможен, если:

есть минимальные повреждения ТС;нет лиц, которые физически пострадали;обе стороны солидарны в принятом решении.

Таким образом, ДТП возникает как по вине какой-либо из сторон аварийной ситуации, так и из-за различных неблагоприятных факторов. Человек, признанный виновным в ходе расследования, привлекается к ответственности. Данный факт призывает всех участников дорожного движения соблюдать необходимые правила на дороге.

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/42798283-chto-takoe-dtp-vidy-i-opredelenie-v-pravilah-dorozhnogo-dvizheniya-otvetstvennost-vinovnika/

Дорожно-транспортное происшествие дтп

Понятие дтп в коап

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп):

дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 1.

2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 “О Правилах дорожного движения” (вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”)
 

дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”

дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 647 “Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий”

дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.). Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.). Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также – прил. № 6 к прил. № 2 “Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел”, утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

– Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

– Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

– журнал учета дорожно-транспортных происшествий – Приложение 1 к Инструкции
– журнал поступивших сообщений о дорожно-транспортных происшествиях – Приложение 2 к Инструкции

– кодификатор субъектов РФ и других государств – Приложение 4 к Инструкции

– кодификатор федеральных дорог – Приложение 5 к Инструкции

– перечень видов дорожно-транспортных происшествий и их определения – Приложение 6 к Инструкции

– кодификатор типов транспортных средств – Приложение 8 к Инструкции

– кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств – Приложение 9 к Инструкции

– кодификатор марок, моделей транспортных средств – Приложение 10 к Инструкции

– кодификатор форм собственности – Приложение 11 к Инструкции

– кодификатор организационно-правовых форм – Приложение 12 к Инструкции

– кодификатор министерств РФ – Приложение 13 к Инструкции

– формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень – Приложение 14 к Инструкции

– Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России – Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328
 

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”)

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”)

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

погибший – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый – лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 647 “Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий”

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

примечание к ст. 12.24 КоАП РФ

Источник: http://pravo.hop.ru/dtp.htm

Что такое ДТП: расшифровка определения, виды, участники

Понятие дтп в коап
Время чтения: 6 минут

Дорожно-транспортное происшествие — это не только столкновение автомобилей. Под данным термином понимаются и многие другие ситуации. Зная точный перечень инцидентов, относящихся к авариям, вы сможете правильно на них реагировать. А это принципиально важно для грамотного решения проблемы. О том, что такое ДТП, о его видах и причинах возникновения, читайте далее.

Определение понятия

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие».

Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС).

При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП. А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.

В соответствующем федеральном законе, в Правилах дорожного движения (ПДД), а также в Правилах ОСАГО, Правилах учета дорожно-транспортных происшествий и в КоАП детально написано о том, что считается ДТП по закону.

Подробнее рассмотрим определения, которые приводятся в этих официальных документах.

В федеральном законе и Правилах учета дорожных аварий дается следующее определение ДТП: это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение вреда здоровью и/или жизни людей, целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов.

В тексте ПДД расшифровка термина ДТП аналогична.

А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку.

Понятие ДТП в КоАП— это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей.

Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.

Что именно относится к ДТП

Разбирательства, связанные с дорожными происшествиями, часто бывают трудоемкими, длительными и запутанными. А все потому, что далеко не всегда удается с первого раза оценить, является ли конкретная ситуация ДТП или нет.

Разбираясь в том, какое событие считается ДТП, в первую очередь необходимо исходить из самого определения понятия. В итоге становится понятно, что нельзя считать дорожной аварией ситуацию, когда:

  • транспортное средство не участвовало в нем.
  • ТС были статичными.
  • не был причинен ущерб ни транспорту, ни другим участникам движения.

Нужно уметь правильно оценивать, что является ДТП, а что нет, чтобы иметь возможность в сложившейся ситуации должным образом защитить свои права. Например, к дорожному происшествию можно отнести травму пассажира автомобиля, полученную вследствие резкого изменения скорости или траектории движения ТС.

Согласитесь, мало кто из граждан, пострадавших таким образом от лихачества водителей маршрутных такси, знает об этом.

Участники ДТП

Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.

Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:

  • Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.
  • Пассажир. Им считается не только то лицо, которое находится в ТС вместе с водителем, но и то, которое заходит или выходит из авто. То есть участник ДТП — это, например, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что водитель слишком рано закрыл двери и начал движение.
  • Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге или по расположенной вблизи нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велосипед, мотоцикл или иное аналогичное транспортное средство. Те, кто едут на коньках, самокате или аналогичном приспособлении. Также пешеходами считаются лица, ведущие детскую или инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не оснащенной мотором.

В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.

Причины ДТП

В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.

При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.

Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим.

Из года в год количественные показатели несколько меняются — то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми.

Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.

Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2020 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:

  • нарушение ПДД;
  • физическая усталость автомобилиста;
  • факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
  • негативные погодные условия;
  • проблемное покрытие дороги;
  • прием спиртного.

Подробнее о том, что чаще всего приводит к аварийным ситуациям, читайте в статье: Алкоголь и наркотики — основные причины ДТП.

Виды ДТП

В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, принято выделять несколько категорий дорожных аварий.

Виды ДТП и их краткие характеристики:

  • Столкновение. Может быть столкновение двух движущихся транспортных средств или столкновение автомобиля с другим, который резко затормозил (перед препятствием, светофором). Также это может быть столкновение одно или нескольких машин с движущимся ж/д составом.
  • Опрокидывание. Речь идет про опрокидывание по той или иной причине именно движущегося транспортного средства.
  • Наезд на ТС, находящееся в статичном положении. Например, наезд на автомобиль, стоящий на обочине дороги, на ТС, припарковавшееся во дворе.
  • Падение пассажира в процессе движения ТС. Это может быть падение человека из салона транспортного средства на проезжую/пешеходную часть или же падение прямо в салоне по причине слишком резкого маневра водителя, резкого снижения скорости.
  • Наезд на некое недвижимое препятствие. Это может быть что угодно — дорожный знак, опора моста, столб, ограждение, дерево, объект недвижимости.
  • Наезд на пешехода. Сюда входят, в том числе, ситуации, при которых пешеход страдает от грузов, перевозимых транспортом. Например, когда человек получил травму от выпавшей из машины доски, кирпича, ящика с продуктами.
  • Наезд на гужевой транспорт, на животное. Это наезд на животных, передвигающихся в упряжке и/или на повозки, которые они передвигают.
  • Наезд на велосипедиста. Имеется в виду ситуация, когда ТС совершило наезд на человека, управляющего велосипедом, то есть также находящегося в движении.
  • Иной вид ДТП. Это различные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под одну из перечисленных категорий. Например, наезд на колесо, отлетевшее от другого автомобиля. Или наезд на некий крупный предмет, выпавший из другого авто.

Кроме этого, выделяют еще такие виды ДТП на автомобильном транспорте, как:

  • Бесконтактное дорожное происшествие. Ситуация, когда водитель ТС стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель авто выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
  • Учетное дорожное происшествие. Для того чтобы понять, что такое учетное ДТП, нужно обратиться к Правилам учета происшествий и вспомнить, что в статистической отчетности указываются ДТП, в которых получили травмы легкой, средней или тяжелой степени или погибли люди. То есть именно такие случаи является учетными. Если в аварии люди не пострадали, она учету не подлежит.
  • Скрытое происшествие на дороге. Далеко не каждый знает, что такое скрытое ДТП. Но здесь все предельно просто, так как расшифровка понятия следует уже из самого термина. Это такие ДТП, при которых виновник случившегося скрылся с места происшествия без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.

Как видите, существует весьма детальная классификация ДТП, и виды анализа ДТП поэтому также применяются самые разнообразные. Так, используется ситуационная и корреляционная, статистическая и вероятностная методики. Задействуются юридическая и дорожно-техническая экспертизы. Учитываются социокультурные и технологические факторы, абсолютные и удельные показатели.

В целом можно говорить про анализ единичных ДТП, призванный понять характер каждой отдельной аварийной ситуации и причины ее возникновения. А также про анализ дорожных происшествий как массового явления.

Именно он позволяет выявить основные виды ДТП и причины их возникновения.

Полученные данные затем применяются для выработки грамотных превентивных мер, необходимых для снижения количества происшествий на дорогах как в каждом отдельном населенном пункте, регионе РФ, так и по всей стране в целом.

Что делать при ДТП

Во многом исход аварийного происшествия будет зависеть от грамотного поведения сторон конфликта. В особенности это касается пострадавшей стороны, ведь именно ей в большинстве случаев приходится принимать непосредственное участие в защите своих гражданских прав.

Если говорить предельно кратко, то схема действий примерно такая:

  • Проанализировать состояние пострадавших в аварии лиц и/или машин.
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Взять под контроль процесс возмещения материального, морального вреда со стороны виновника случившегося.

На деле же каждый из этих пунктов можно расписать на несколько десятков чрезвычайно важных подпунктов. Знать о каждом из них должен любой водитель, потому что только в этом случае у него есть шанс на полноценное восполнение ущерба.

Подробнее прочитать о том, как вести себя при аварии вы сможете в статье, расположенной по ссылке: Что делать при ДТП.

Что такое ДТП:

Источник: https://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/chto-takoe-dtp/

Что такое ДТП, определение в ПДД: виды и классификация

Понятие дтп в коап

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

( 7 среднее 5 из 5 )

Источник: https://niavto.ru/dtp/opredelenie-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.