Понижающие коэффициенты осаго

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

Понижающие коэффициенты осаго

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года. 

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п.

Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г.

№ 5515-У “О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – Указание). 

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал. 

Расчет страховой премии производится по формуле: 

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где: 

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет “вилку” базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию).

Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г.

№ 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее — Закон об ОСАГО).

Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г.

“Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России”) Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий “В” и “ВЕ”, принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.). 

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина.

Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п.

1 Приложения 2 к Указанию). 

КБМ – так называемый коэффициент “бонус-малус”. Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться.

Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент “бонус-малус” у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу.

Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со “скидкой” в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года.

На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью.

Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО.

В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru. 

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя.

 Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения).

Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

 Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1.

В случае, если оформляется полис ОСАГО “без ограничений”, то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию). 

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя.

 Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации.

Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории “В”, “BE”) (п.3 Приложения № 2 к Указанию) 

Мощность двигателя (лошадиных сил)Коэффициент
До 50 включительно0,6
Свыше 50 до 70 включительно1
Свыше 70 до 100 включительно1,1
Свыше 100 до 120 включительно1,2
Свыше 120 до 150 включительно1,4
Свыше 1501,6

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного и иного временного использования транспортного средства. В нашем примере водитель использует автомобиль постоянно, то есть более 10 месяцев в году. Следовательно, КС составит 1 (п. 6 Приложения № 2 к Указанию).

Есть и еще один коэффициент (КП), значение которого зависит от срока действия полиса. Этот коэффициент используется вместо КС, если страховка нужна, чтобы съездить в ГИБДД для регистрации автомобиля или добраться до пункта техосмотра для оформления диагностической карты (п. 12 Приложения 4 к Указанию, п. 7 Приложения 2 к Указанию). КП в нашем расчете применяться не будет.

До 5 сентября 2020 года существовал также повышающий коэффициент КН. Он был равен 1,5 и применялся, когда водитель сообщал страховщику заведомо ложные сведения, которые уменьшали страховую премию. С внесением поправок КН был отменен.

Не исключено, что многие страховщики решат также использовать факультативные факторы для определения базового тарифа, о которых уже упоминалось (состав семьи водителя, возраст и пробег машины и т.п.). С их перечнем и значениями можно будет ознакомиться на сайте страховой компании, пока же определим плату за ОСАГО без них.

Таким образом, размер страховой премии составит: 

5436 х 1,9 х 0,5 х 0,94 х 1 х 1,4 х 1 = 6796,10 руб. 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru

Источник: https://www.garant.ru/article/1409829/

Коэффициенты ОСАГО: базовые ставки и тарифы 2020

Понижающие коэффициенты осаго

Полис ОСАГО – это страхование ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения. Если по его вине пешеход или другой водитель получают ущерб, то его компенсирует компания, где оформлена страховка. Чтобы понимать, откуда берутся расценки на полисы, следует знать про коэффициенты ОСАГО, и как они высчитываются.

Формула расчета ОСАГО

Тарифный коридор, в пределах которого можно устанавливать стоимость ОСАГО, находится на строгом контроле у регулятора, им выступает Центробанк РФ. Цена зависит от нескольких факторов, поэтому для каждого владельца автомобиля она отличается.

Стоимость определяется по формуле, где базовая ставка ОСАГО перемножается на коэффициенты.

Формула расчета ОСАГО: Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН х КПр

  • ТБ — базовый тариф
  • КТ — территориальный коэффициент
  • КБМ — коэффициент бонус-малус
  • КВС — коэффициент возраста и стажа
  • КО — ограничение количества водителей
  • КМ — коэффициент мощности
  • КС — коэффициент сезонности (периода использования)
  • КН — коэффицент нарушений
  • КПр — коэффицент прицепа

Раньше ставка была фиксирована, теперь же компании снижают тарифы для привлечения клиентов. Чаще всего выгодные условия у новичков. Старожилы страхового рынка с крупным именем редко делают скидки. Их козырь – высокий рейтинг надежности.

Коэффициенты ОСАГО

Цена зависит от нескольких показателей. Они повышают или понижают итоговую сумму полиса. Базовый тариф устанавливается Центральным банком России и пересчитывается каждый год.

Страховая компания имеет право выбирать значение только в указанном диапазоне. Перед началом деятельности по новому тарифу она уведомляет РСА и регулятор о его размере.

Самовольные изменения находятся под строгим государственным контролем.

Территориальный коэффициент

Он рассчитывается на основании интенсивности движения в регионе для каждого субъекта отдельно. Это связано с тем, что большое количество машин на дорогах ведёт к увеличению аварийности. Любой риск должен учитываться.

Показатель считается по месту регистрации физического или юридического лица.

Например, в Москве установлено значение 2.0, а в Подмосковье – 1.7. Человек, который оформляет договор, работает и живёт в столице, но прописка у него в Иваново. Значит, территориальный коэффициент считает по городу Иваново.

Коэффициент бонус-малус

Показатель выступает в роли регулятора «хорошего поведения» на дороге. Безаварийное вождение вознаграждается снижением цены. Один год без ДТП снижает стоимость на 5%. Для расчётов принимаются только те происшествия, где доказана вина, и была выплачена компенсация.

Каждому водителю присваивается один из 15 классов вождения. Первый договор рассчитывается с КБМ 1.0, если избегать аварий, то постепенно класс повышается, бонус-малус уменьшается, стоимость приятно снижается.

Например, новичок за первую страховку платит примерно 15 000 рублей. Проходит год без аварий, следовательно, цена за следующий полис составит порядка 14 250 рублей.

Если в договор включено больше одного человека, то КБМ считается по тому, у кого выше показатель. В страховку невыгодно вписывать водителя с высокой аварийностью.

Возраст и стаж водителя

Показатель учитывает факт, что юные и неопытные водители чаще попадают в ДТП. Повышающий коэффициент распространяется на всех, кому ещё не исполнилось 22 года и/или стаж составляет меньше 3 лет. При расчётах учитываются все, кто указан в страховом договоре.

Оформление неограниченной страховки устанавливает КВС 1.0. Если у владельца автомобиля высокий класс, и он вынужден вписать в договор неопытного родственника, то рекомендуется оформлять неограниченную страховку.

Стоимость снизится за счёт того, при расчётах будет использоваться КБМ собственника.

Ограничения по количеству водителей

КО – это показатель количества допущенных к ТС водителей. На 2020 год установили только два значения:

  1. 1.0 – можно вписать до 5 человек;
  2. 1.87 – неограниченное количество.

Увеличение неограниченной страховки с 1.8 до 1.87 действует только для тех машин, которыми управляются физическими лицами. Для юридических лиц показатель остался на прежнем уровне.

Покупка неограниченного полиса означает, что ТС может управлять любой человек с ВУ соответствующей категории.

Мощность двигателя

Технические характеристики транспортного средства указываются в его паспорте. КМ ОСАГО рассчитывается, исходя из статистики. Автомобили с большим количеством лошадиных сил под капотом чаще становятся участниками аварий, так как их используют для разгонов по трассам, проводят рискованные манёвры. Для расчёта берут информацию из ПТС или диагностической карты.

Чем выше показатель мощности двигателя, тем дороже полис.

Коэффициент нарушений

Стоимость полиса стала своеобразным регулятором поведения на дорогах. Пока возможность учитывать при расчёте страховки штрафы за нарушения ПДД находится на стадии обсуждения.

К коэффициенту нарушения относят следующие ситуации:

  • Доказанная вина водителя в возникновении ДТП с выплатой компенсации.
  • Незаконное занижение цены за счёт предоставление заведомо ложных данных.
  • Умышленное причинение вреда, которое повлекло страховой случай. Сюда можно сразу отнести передачу машины человеку без водительского удостоверения, нанесение вреда под действием алкоголя и/или наркотиков, хулиганские побуждения, попадание в аварию без действующего полиса ОСАГО, покидание места ДТП.

Страховые компании имеют право расширять список. У КН есть всего два значения:

  1. 1.0 – нет нарушений;
  2. 1.5 – одно и более нарушений.

Даже одно зафиксированное нарушение влечёт увеличение значения.

Чтобы не попадать в этот «чёрный список», достаточно соблюдать закон, уважать других участников дорожного движения и никогда не покидать место ДТП до приезда ДПС вне зависимости от степени вины.

Срок страхования

Как понятно из названия, параметр учитывает срочность договора со страховой компанией. У легковых машин чаще всего ОСАГО оформляется на 1 год, потом наступает новый период, который оплачивается с учётом изменившихся коэффициентов.

Допускается более короткий срок. Это зависит от целей, для которых используется ТС. Единственное условие – эксплуатация разрешена только в оплаченный период страховки.

Сезонный коэффициент

Для специальной техники на первый план выходит сезонность их использования. Машины для уборки снега выходят зимой и весной, поливальные – весной и летом. Полис заключается на 1 год, но с учётом перерасчета по КС. Показатель относится только к спецтехнике.

Если автомобиль в семье используется только для поездок на дачу или зимнюю рыбалку, то ОСАГО всё равно оплачивается в полном объёме за весь год.

Коэффициент прицепа

Прицеп повышает риск попадания в ДТП. При заключении договора на транспорт с прицепом ставится специальная отметка. На цифру влияет грузоподъемность ТС. Самый большой показатель у грузовиков весом не выше 16 тонн, в целом значение находится в диапазоне от 1 до 1,4.

Особенности расчета стоимости полиса ОСАГО

В каждом деле существуют свои нюансы, и страхование – не исключение. Чтобы не удивляться стоимости или поймать недобросовестного страхового агента, стоит учитывать особенности расчётов полиса. Автовладельцам можно взять на заметку, что электронный и бумажный вариант страховки полностью идентичны и не отличаются по стоимости.

Прописка

Адрес регистрации учитывается только тот, который указан в паспорте. Фактический адрес проживания не играет роли. Человек может жить на Чукотке, но, будучи прописанным в столице, он платит по московскому тарифу.

Чаще всего встречается ситуация, когда человек переехал в город, но остался прописан в деревне.

В сельской местности малая интенсивность движения, поэтому КТ для деревенских жителей сильно отличается от городских величин в меньшую сторону.

КТ для юридических лиц устанавливается по региону, где предприятие зарегистрировано в качестве плательщика налогов.

Возраст и стаж водителей

Расчёты стоимости ОСАГО всегда включают в себя стаж и возраст водителя. Это критерии, по которым страховые компании чаще всего выбирают клиентов. Утвердилось мнение, что молодой и неопытный водитель чаще становится виновником аварий на дорогах.

Страховая компания – это коммерческая организация, которая просчитывает риски. Коэффициент возраст-стаж направлен на снижение рисков страховщиков, потому что в случае ДТП они возмещают суммы чаще всего превышающие сумму одного страхового полиса.

Присвоенное значение указывает на опыт водителя. Минимум – 1.0, то категория лиц с водительским стажем больше 3 лет и возраста старше 22 лет. Максимум – 3.0, присваивается молодым людям до 22 лет и стажем меньше 3.

Учитываются все лица, указанные в договоре со страховой компанией. Если в одном полисе указан отец со стажем в 17 лет и сын со стажем в 1 год, то базовый тариф ОСАГО умножается на показатель, присвоенный неопытному сыну. В таких случаях специалисты рекомендуют оформлять неограниченную страховку, она приводит КВС к 1.0 и значительно снижает сумму к оплате.

История вождения

С 2019 года страховая история водителя закрепляется в ОСАГО. Теперь после перерыва в вождении владелец машины может пользоваться теми же привилегиями, что и раньше.

Скидки не сгорают, но и штрафные коэффициенты тоже сохранятся.

Для водителя сохраненная история хороша тем, что теперь при переходе в другую СК не надо начинать копить бонусы с нуля. Раньше компании часто жаловались на неслаженную работу созданной системы АИС РСА и невозможность проверить факт безаварийной езды. Единая база позволяет оперативно отслеживать КБМ, накапливая год за годом положенную скидку.

Расценки компаний в вашем городе

Одним из популярных сервисов стал сайт РСА (Российского Союза Автомобилистов). Удобная система подсчёта учитывает основные коэффициенты и предлагает на выбор несколько страховых компаний, работающих в вашем городе.

Если пользователь не знает свой КБМ, то можно сделать проверку онлайн по ФИО и водительскому удостоверению.

Заключение

Важно понимать один момент в работе страховых компаний. Они всегда оценивают клиентов с точки зрения благонадёжности. Тщательно выстроенная система расчётов ОСАГО стала методом «кнута и пряника».

Хорошие водители с большим опытом и ездой без аварии платят намного меньше.

Тогда как люди, замеченные в серьёзных ДТП, попытках покинуть место аварии до прибытия экипажа ДПС, без стажа, по статистике чаще всего попадают в аварии.

Будьте бдительны на дорогах, берегите себя и улучшайте коэффициенты ОСАГО, чтобы платить меньше. Система это позволяет.

Источник: https://rsasite.ru/blog/koeffitsienty-osago/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.