Осмотр дтп

Организация деятельности следователя (дознавателя) при проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия

Осмотр дтп

Количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений в современной России продолжает оставаться на значительном уровне, не смотря на то, что государством принимается комплекс различных мероприятий, направленный на их снижение.

Так, в настоящее время реализуется второй этап (2013-2020 годы), разработанной Правительством РФ федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, первый этап которой (2006-2012 годы) уже прошел.

Однако статистические данные свидетельствуют о значительном числе таких преступлений, в 2014 году их было зарегистрировано 28305 (ст.ст. 264, 266, 267, 268 УК РФ).

При этом одним из неблагоприятных последствий дорожно-транспортных преступлений и происшествий (далее по тексту ДТП), является оставление в опасности пострадавших, водителями, которые явились участниками происшествия и имели обязанность на основании требований п. 2.5 Правил дорожного движения РФ по принятию мер для оказания первой помощи пострадавшим.

Например, только в Приморском крае регистрируется в среднем от 550 до 800 случаев оставления в опасности пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях[4]. Поэтому вопросы расследования указанных нами преступлений имеют постоянную актуальность и необходимость их освещения в юридической литературе.

Одним из первоначальных следственных действий, позволяющим получить информацию о событии совершенного деяния для дальнейшего решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, является осмотр места происшествия.

Как правильно заметили Р. Байэтт и Р. Уоттс, после любого происшествия остаются вещественные доказательства в виде повреждений транспортного средства и следов, ведущих к месту ДТП или окружающих его. Осмотр целесообразно проводить даже в случае отсутствия на месте происшествия потерпевшего или следов ДТП, когда, например, прошло значительное время после его совершения.

По справедливому мнению Р.С. Белкина, «осмотр места происшествия выступает как средство получения именно поисковой и в целом первоначальной информации, источниками которой служат как обстановка места происшествия, так и конкретные её элементы – носители такой информации».

Благодаря самой обстановке, которая будет зафиксирована в протоколе осмотра, можно впоследствии сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Кроме того, как правильно замечено криминалистами «нельзя знать заранее, что можно обнаружить на месте ДТП.

Даже само ориентирование в конкретных условиях дороги дает много ценного для избрания направлений расследования…».

Осмотр места происшествия по данным преступлениям должен производить следователь, по возможности тот, кто занимается расследованием дорожно-транспортных преступлений. Ему будет значительно легче, чем другим, найти и зафиксировать необходимые для дальнейшего доказывания следы.

Перед выездом на место происшествия следователю необходимо получить первоначальную информацию от дежурного по органу внутренних дел или ГИБДД о том, какое ДТП произошло, как организована охрана места происшествия, о количестве пострадавших. Указанная информация поможет ему наметить первоначальный план действий при осмотре места происшествия и выбрать в состав следственно-оперативной группы тех лиц, кто окажет ему в этом содействие.

Дежурному необходимо выяснить у заявителя по возможности более точно: где и когда произошло ДТП и последующее оставление в опасности, его характер; сколько пострадавших, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены, кем; какие транспортные средства участвовали в происшествии, их но­мерные знаки и т.д.

У заявителя устанавливаются обстоятельства оставления в опасности, куда скрылся водитель, вместе с транспортным средством или бросил его на месте ДТП, приметы водителя, особенности скрывшегося транспортного средства (модель, цвет, государственный регистрационный знак, особые приметы, видимые повреждения).

Выясняются также данные о заявителе (Ф.И.О., телефон, домашний адрес), его местонахождение; данные очевидцев происшествия.

При наличии пострадавших, если медицинская помощь не была оказана, дежурный вызывает скорую помощь, отдает распоряжения об охране места происшествия ближайшим к месту происшествия постовым и патрульным полицейским, участковым уполномоченным полиции или направляет на место своего помощника.

В том случае, когда потерпевший помещен в медицин­ское учреждение в состоянии, когда может дать показания, дежурный направляет к нему сотрудника полиции для уточнения обстоятельств происшествия, обеспечивая при этом устой­чивую связь с ним.

До приезда следователя на место происшествия должны прибыть вызванные дежурным сотрудники ГИБДД, они оказывают помощь пострадавшим, охраняют место происшествия, организуют объезд транспортных средств, чтобы не создавался дорожный затор.

Сотрудники ГИБДД принимают меры к сохранности следов. Они же выясняют данные об участниках происшествия, устанавливают очевидцев, записывая их фамилии, имя, отчество, адрес места жительства, организуют преследование скрывшегося преступника.

Далее следователю уже самому необходимо будет организовывать проверочные мероприятия.

Если данная тема вам интересна, читайте продолжение на сайте “Независимый советник“.

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.

Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной информацией.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/organizaciia-deiatelnosti-sledovatelia-doznavatelia-pri-provedenii-osmotra-mesta-dorojnotransportnogo-proisshestviia-5f07edbbb4d92b2488e27337

Осмотр места происшествия при ДТП

Осмотр дтп

В статье мы расскажем о том, что такое осмотр места происшествия при ДТП, разъясним регламентирующие его правовые основы, дадим практические рекомендации для участников осмотра.

Первоочередным действием, выполняемым должностным лицом правоохранительных органов, прибывшим для документирования дорожно-транспортного происшествия, является осмотр места происшествия.

Осмотр места происшествия при ДТП производится с участием сторон, их представителей и иных заинтересованных лиц, причастных к нему.

В целях достижения максимальной эффективности в реализации прав, принадлежащих участникам дорожного происшествия, при производстве по делу о ДТП, им необходимо знать и понимать правовую и сущностную природу осмотра места происшествия.

Характеристика осмотра места ДТП

Несмотря на то, что дорожно-транспортное происшествие, по своей природе, возникает, развивается и заканчивается за считанные секунды, на месте происшествия образуется большое количество объектов, которые содержат в себе всю информацию о ДТП.

Однако, первоначальная обстановка места происшествия не может сохраняться длительное время.

Возникает необходимость в освобождении проезжей части для восстановления движения транспортных средств, происходит неосторожное «закатывание» и «затаптывание» следов аварии.

Вероятны и возможны воздействия погодных факторов, а в некоторых случаях, имеют место и умышленные действия недобросовестных лиц, направленные на уничтожение или искажение обстановки места происшествия.

Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость проведения безотлагательного и квалифицированного осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия при ДТП (ОМП при ДТП), включает в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных между собой действий, направленных на выявление, фиксацию, исследование и собирание доказательств, находящихся на месте дорожного автопроисшествия.

К целям осмотра места происшествия при ДТП относятся:

  1. Выявление следов, относящихся к происшествию.

    К следам автодорожного происшествия относятся следы, оставленные на проезжей части дороги транспортными средствами – участниками происшествия (следы юза, скольжения, торможения, наслоения лакокрасочного покрытия и ГСМ).

    К этой же категории относятся следы в виде царапин, задиров, заломов и выбоин.

    При участии в ДТП пешеходов, часть следов могут принадлежать им.

    Располагаются следы на поверхности дорожного покрытия, элементах дороги, на транспортных средствах, одежде пострадавших.

  2. Обнаружение и изъятие вещественных доказательств обстоятельств происшествия.

    К вещественным доказательствам относятся осколки стекол от транспортных средств, частицы лакокрасочного покрытия, отдельные узлы и детали автомобилей и пр.

    При производстве уголовного дела по правилам уголовного процессуального законодательства вещественными доказательствами по делу признаются транспортные средства, участвующие в ДТП.

  3. Определение обстановки механизма ДТП.

    Под механизмом дорожно-транспортного происшествия принято понимать совокупность факторов, условий и причин, определяющих наступление ДТП.

    Наибольшую значимость имеет определение фактического места столкновения, наезда, опрокидывания ( в зависимости от вида происшествия).

    Определяются направления движения транспортных средств (пешеходов) на всех фазах происшествия, места контактного взаимодействия транспортных средств между собой.

    Фиксируется окончательное положение транспортных средств и пешеходов по отношению друг к другу и элементам дороги.

  4. Выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

    Установление круга очевидцев происшествия, изъятие записей камер наблюдения и слежения, расположенных в зоне места ДТП, выявление причин, способствующих его совершению, направление участников происшествия для прохождения медицинского освидетельствования (наркологическое, судебно-медицинское).

В процессе осмотра места происшествия при ДТП составляется протокол и схема.

Схема места происшествия является неотъемлемым приложением к протоколу, который заполняется лицом, выполняющим осмотр, в соответствии с требованиями определенными Законом.

Данный документ приобщается к материалам происшествия и является доказательством по делу.

Если дорожная авария произошла по причине неудовлетворительного состояния дороги, то наряду с протоколом ОМП составляется акт обследования дорожных условий.

Подробности читайте в статьях:

ДТП по вине дорожных служб

Иск к дорожным службам

Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП

При назначении по делу независимых автоэкспертиз протокол ОМП и схема наряду с другими материалами дела предоставляются в распоряжение экспертов.

Подробности читайте в статьях:

Независимая экспертиза после ДТП

Дорожно-транспортная экспертиза

Трасологическая экспертиза при ДТП

В установленных Законом случаях ОМП выполняется водителями транспортных средств – участниками ДТП, которые по его результатам самостоятельно составляют схему места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

Европротокол при ДТП

Типовые схемы ДТП

Правовые основы осмотра места происшествия при ДТП

Процедура проведения осмотра места происшествия и оформления протокола регламентируется нормами административного, уголовно – процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательств.

Прикладное значение для участников автодорожных происшествий имеет знание правовых основ ОМП, установленных процессуальными нормами законодательства РФ об административных правонарушениях (статья 28.1.1 КРФ об АП) и уголовно-процессуальным кодексом РФ (статьи 176, 177, 180 УПК РФ).

Протокол осмотра места происшествия имеет ключевое значение при проведении автотехнической экспертизы, рассмотрении споров по делам о возмещении ущерба и обжалования вины.

Подробности читайте в статьях:

Автотехническая экспертиза при ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Порядок обжалования постановления ГИБДД

Общие условия производства ОМП

  • Производится должностным лицом – сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем.
  • Проведение осмотра места происшествия при ДТП обязательно при наличии последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего любой степени тяжести, либо причинении смерти, то есть при совершении правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 КРФ об АП, преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ.
  • К процедуре ОМП привлекается не менее двух понятых, права и обязанности которых регламентированы Законом (статьи 25.7 КРФ об АП и 60 УПК РФ).
  • Участники происшествия, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, привлекаются к процедуре осмотра и наделяются комплексом прав (знакомятся с протоколом и подписывают его, дают пояснения и заявления, подлежащие внесению в протокол).
  • Законом определен круг сведений, которые в обязательном порядке заносятся в протокол ОМП: сведения, относящиеся к месту происшествия, его участникам и транспортным средствам, погодные и иные условия и прочее.
  • Законодательно закреплена возможность применения технических средств и способов фиксации вещественных доказательств (фото- и киносъемки, видеозаписи).
  • Законом предусмотрена процедура изъятия и приобщения к материалам дела вещественных доказательств, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия при ДТП.

Рекомендации участникам ДТП при осмотре места происшествия

  1. Соблюдайте меры личной безопасности на месте происшествия, по возможности оградите место аварии.

  2. До прибытия на место сотрудников правоохранительных органов, примите меры к сохранению следов происшествия.

  3. Примите активное участие в осмотре места происшествия.

    https://www.youtube.com/watch?v=3VBwe63wFv4

    Контролируйте полноту и достоверность сведений, заносимых в протокол.

    Помните о том, что на месте происшествия нет главных и второстепенных следов и объектов.

    Дублируйте результаты замеров, вносимых в схему места происшествия.

    При необходимости фиксируйте проведение ОМП путем фото-видео съемки.

  4. При выявлении нарушений порядка и правил со стороны должностного лица или других лиц, участвующих в осмотре, делайте об этом заявления.

  5. При изъятии с места происшествия вещественных доказательств, удостоверьтесь о том, что в протоколе ОМП имеется об этом соответствующая запись.

  6. Перед подписанием протокола внимательно ознакомьтесь с его содержанием, сверьте результаты замеров с Вашими записями. При наличии несоответствий добивайтесь либо их незамедлительного устранения, либо укажите о них в графе протокола «Заявления и замечания».

  7. По окончании ознакомления с протоколом ОМП выполните фотокопию протокола (при производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 28.1.1 КРФ об АП – получите копию протокола).

В заключение статьи, обращаясь к читателям, заинтересовавшимся темой осмотра места происшествия при ДТП, настоятельно рекомендую не ограничивать себя рамками изложенной информации.

Ищите, находите, читайте и анализируйте, Ваши знания – Ваш адвокат.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/osmotr-mesta-proisshestviya-pri-dtp

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

Осмотр дтп

Осмотр места происшествия позволяет доказательственно ответить на целый ряд вопросов, относящихся к точному расположению наезда, столкновений или иного вида ДТП, к дорожным условиям и организации движения в этом месте, к положению и состоянию транспортных средств, к нахождению потерпевших и последствиям ДТП, к вещественным доказательствам и следам. Он позволяет с начального этапа расследования построить правильную версию о механизме происшествия.

задача осмотра места происшествия заключается в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом.

В процессе осмотра, наряду с выявлением и фиксацией объектов и следов, необходимо получить предварительную устную информацию от очевидцев ДТП, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, разумно ограничить территорию осмотра и скорректировать деятельность членов следственно – оперативной группы.

Составной частью осмотра места происшествия являются сведения о местности, характеристика дорожных условий, обнаруженных на дороге предметов и следов.

Начинать осмотр рекомендуется начинать с определения постоянного ориентира, к которому можно '' привязать '' все другие объекты осмотра.

Таким предметом может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие предметы.

Задача следователя заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.

Если место ДТП находится в населенном пункте—указывается название улицы, номер дома. Вне населенных пунктов – указывается номер шоссе (дороги), километр и ориентир.

Неточная '' привязка '' места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может в последствии серьезно затруднить расследование и послужить основанием для направления дела на доследование.

Осмотр следует производить, исходя из конкретных условий, учитывая рекомендации изложенные ранее. Направление дорожного полотна (направление осмотра) в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом – по населенным пунктам.

Важными элементами дорожного участка являются; проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, а за городом – так называемый надрез (т.е. та часть полосы отвода дороги, которая расположена за кюветом при отсутствии тротуара.)

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюров, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места ДТП отражается сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытий), наличие продольного или поперечного наклона дороги и его величина.

При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги (виража). Однако надо предостеречь от увлечения линейными измерениями на дороге.

Трудно согласится с авторами (Стешниц В.К., Якушко В. И.) которые предлагают при проведении осмотра измерять, применяя специальные приборы: угол схождения улиц или дорог, радиус закругления, крутизну спуска или подъёма и т.

п.

Если перечисленные величины остаются неизменными, производить эти измерения в процессе осмотра места происшествия не следует, поскольку это займёт много времени, а сама обстановка места происшествия динамично и быстро изменяется.

Так, например, частицы резины протектора, образующие след юза на покрытие, с течением времени выветриваются или смываются, вследствие чего длинна следа уменьшается. За 1-2 часа следы торможения на асфальтобетонном покрытии могут стать короче на 20-30 см, на влажных покрытиях малозаметными, а на обледеневшей и укатанной заснеженной дороге – исчезнуть совсем.

В ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров, которые подвержены быстрым изменениям. Что же касается крутизны спуска или подъёма, радиуса закругления и др., то все эти точные данные могут быть получены следователем в соответствующих государственных организациях, в ведении которых находятся дороги.

Указания в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т.п.) важны для уяснения механизма ДТП.

Не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия.

Поэтому следователем очень точно должно быть определено и качество дорожного покрытия, и его фактическое состояние (мокрое, заметённое, обледенелое и т.п.). В этих целях принята следующая терминология:

асфальт, бетон, гравий, грунт и т. п.;

сухое, ровное, шероховатое, очень чистое;

сухое, ровное, чистое (запылённое);

влажное, ровное, чистое;

ровное, мокрое;

ровное, мокрое, грязное;

снежный наст с песочно – солевой подсыпкой (или без неё);

обледенелое (гололёд).

Практика показывает, что в момент ДТП на поверхности проезжей части, как правило, отсутствует ровный слой воды или снега, льда, грязи и т.п., отсутствует и его однородность. Чаще на дороге имеются лужи воды, выбоины, фрагменты наслоения жидкой грязи.

Все эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе. В понятие дорожных условий входит также характеристика и состояние обочин дороги, наличие или отсутствие тротуаров, разделительных полос, автобусных остановок и т.п.

Все эти сведения должны быть также зафиксированы в ходе осмотра места ДТП.

Освещенность участка дороги также относится к характеристике дорожных условий. В зависимости от неё водитель выбирает скорость с тем, чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет, с учетом видимости, какой свет ему включить.

На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д. Одни из них фиксируются при осмотре, другие – выясняются при допросе свидетелей.

Важными, а порой определяющими элементами организации движения являются светофоры, дорожные знаки, разметка и другие атрибуты дороги.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направления выходов, их расстояние до места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Потом в процессе расследования будет установлено, какое значение они имеют в конкретном ДТП.

Приступая к осмотру места ДТП, следователь должен помнить, что нередко причиной происшествия является неосторожное поведение пострадавшего или лиц, управлявших другими транспортными средствами, которые появляются на проезжей части неожиданно для водителя, в непосредственной близости от проезжающего транспорта.

Непрозрачные препятствия, из-за которых обычно появляются участники движения, как правило, образуются густо посажеными кустарниками и деревьями, заборами строительных площадок, припаркованными к обочине дороги крупногабаритными транспортными средствами.

Именно из-за них чаще всего внезапно появляются пешеходы, выезжают автомобили и мотоциклы.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся; дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса, автобуса. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. В необходимых случаях все эти данные будут использованы при проведении следственного эксперимента.

Теперь о тех следах, которые могут быть обнаружены при проведении осмотра места происшествия.

Прежде всего – это динамические или статические следы колёс транспортного средства, следы осыпей грунта с частей транспортного средства при его столкновении, следы крови и другие следы биологического происхождения, частицы стекол и лакокрасочных покрытий и т.п.

Входе осмотра следов и мелких объектов следователь и другие участвующие в осмотре лица измеряют расстояния от этих объектов до элементов дороги, крупных объектов – узлов места происшествия. Фотографирование осуществляется с применением масштабной линейки.

Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколки стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывания их причастности к происшествию. Следы и объекты после их осмотра и описания изымаются и упаковываются в бумажные и полиэтиленовые пакеты, пробирки.

При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта.

Кроме того, изымаются контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Это необходимо для проведения в дальнейшем судебно-химических исследований обнаруженных следов жидкости и сыпучих веществ.

Непременным объектом осмотра являются следы транспортных средств. При их изучении может возникнуть немало частных версий о виде, модели, направлении и скорости движения транспортного средства.

При отражении в следах индивидуальных особенностей протектора шины, с помощью трассологической экспертизы возможна идентификация следообразавателя. С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки.

Для установления модели шины (что дает возможность по справочным таблицам определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора.

Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора, отграничивается часть следа равная одному шагу (шаг – это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается зарисовка.

Кроме того, измеряются размеры элементов рисунка. При обнаружении в следе, оставленным свободно вращающимся колесом, индивидуальных признаков шины, изготавливается гипсовый слепок этой части следа.

Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление движения транспортного средства особенно в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия.

Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др.

Точная фиксация следов торможения важна для уяснения механизма происшествия, позволяет установить расположение, длину, характер и форму следов. Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование.

Источник: https://studopedia.ru/3_96591_osobennosti-osmotra-mesta-dorozhno-transportnogo-proisshestviya.html

Детальный осмотр места ДТП

Осмотр дтп

ОСМОТР МЕСТА ДТП

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия состоит из двух этапов:

1) общего осмотра, 2) детального осмотра. Они, имея свои особенности, составляют единое целое.

Общий осмотр места ДТП.

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или ка­ких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, по­стройки и т.п.). Производится ориентирующая обзорная и узловая фото либо видеосъемка.

При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сиг­нальные приборы, обстановка вдоль дороги. Ориентирующую съемку желательно производить методом линейной панорамы.

Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия.

Узловая фотосъемка производится во время общего осмотра места происшествия, в процессе фотографируются следы самого транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, а так же другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др.

Когда определены границы места происшествия, произведена фото-видеосъемка в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр об­становки происшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода, выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.

Точные координаты участка дороги фиксируются во время его осмотра. Если он находится в населенном пункте, указывается название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.[10]

В населенных пунктах направление дорожного полотна определяется по расположению улиц, площадей и т.п., за городом определение происходит по населенным пунктам.

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой лини в ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия отражаются сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытии), наличии про­дольного или поперечного наклона дороги и его величине.

Когда происходит опрокидывание транспортного средства, важным является определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Дляустановления параметров дороги рекомендуется брать необ­ходимые выкопировки планов из компетентных организаций (горгеотрестов, ДРСУ и т.п.).

Необходимо при определенном освещении и расстоянии различных объектов установить условия видимости до них.

Необходимо так же определить, какого типа лампы установлены на столбах уличного освещения: лампы накаливания, люминесцентные лампы дневного света (типа ДС) или ртутные лампы высокого давления (типа ДРД), должны браться во внимание такие факторы , как наличие или отсутствие луны, ее фаза.

Если при ДТП у автомобиля находящегося на месте происшествия не вышла изстроя электросистема, то расстояние видимости нужно определять совместным включением ближнего и дальнего света фар данного ТС. Можно опытным путем измерить расстояния вдоль улицы или дороги, с которого возможно обнаружение водителем препятствия для движения.

При ДТП произошедшим вечером или на рассвете определение расстояния видимости необходимо проводить в тоже время суток на второй день и при схожей погоде.

К фиксированным в протоколе объектам внешнего окружения относят: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки трамвая, троллейбуса или ав­тобуса, железнодорожные переезды Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия.

Обязательной фиксацией подлежат дорожные знаки, их местонахожде­ние, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, ост­ровки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия – т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.

Детальный осмотр места ДТП.

После общего осмотра места дорожно-транспортного происшествия следователь уточняет задачи, которые необходимо решить в ходе пред­стоящего детального осмотра. Автотехнику предстоит участвовать в ос­мотре транспортных средств, их следов и частей, врачу – в осмотре трупа, следов и веществ биологического происхождения.

Для того чтобы участие специалистов было реальным, следователю необходимо, во-первых, определить последовательность осмотра объектов и следов, во-вторых, предоставить специалистам необходимую инициати­ву в выполнении ими своих обязанностей.

Инициатива специалистов может быть направлена на отыскание, фиксацию и изъятие следов транспортных средств, следов и веществ био­логического происхождения, на исследование технического состояния транспортных средств, обнаружения их частей: осколков стекла, обломков, деталей, следов и подтеков жидкости.

Наиболее целесообразной является следующая последовательность осмотра следов и объектов на месте дорожно-транспортного происшествия:

1) осмотр фиксация и изъятие следов жидкостей, сыпучих веществ, мелких предметов;

2) осмотра стойких следов транспортных средств (торможения, следов шин и т.д.);

3) осмотр трупа и транспортных средств;

Первая группа объектов и следов подверженабыстрому изменению и уничтожению. Поэтому они должны осматриваться, фиксироваться (описываться, фотографироваться) и изыматься в первую очередь.

Следы второй группы более устойчивы, поэтому их осмотр, а так же фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть произведены после осмотра легко изменяющихся следов.

Объекты третьей группы можно после их фотографирования, отметки мелом или краской точного положения на проезжей части дороги, улицы переместить на обочину дороги, тротуар. Такая необходимость нередко возникает при осмотре мест происшествия на дорогах и улицах с интенсивным движением, на путях городского электротранспорта.

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 1276 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/5-76215.html

Особенности осмотра места происшествия при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Осмотр дтп

Перед производством осмотра места происшествия необходимо:

– принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим,

– обеспечить охрану места происшествия,

– безопасное движения ТС и пешеходов,

– сохранность следов и материальных объектов, имеющих значение для расследования.

При ОМП необходимо установить:

• место совершения ДТП (определить его границы);

• когда было совершено ДТП (при возможности) – время суток, года и если представляется возможным (случаи очевидности), его вид;

• всех участников и свидетелей ДТП (если имеется такая возможность), определить направление их движения до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге – полоса движения, обочина либо тротуар);

• место первоначального контакта (где произошло столкновение, наезд и т.п.);

• дальнейшая динамика движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в т.ч. и ТС). Это необходимо, в первую очередь, если ТС, пешеходы, животные и т.д. до начала осмотра перемещались;

• следы направления движения участников происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения.

Границы места происшествия:

Первоначально определение границ происходит при общем осмотре места ДТП. Кроме этого, возможны случаи, когда границы расширяются и уточняются.

Если первоначально сложно определить границы, то необходимо начинать осмотр от центра к периферии.

При этом, рекомендуется, начинать осмотр с выявления и фиксации быстро исчезающих следов, которые располагаются как на проезжей части (покрытии дороги), так и на ТС, дорожных сооружениях, трупе и т.д.

Состояние дорожного покрытия:

• сухое;

• мокрое (в начале дождя, с грязью, чистое);

• свежевыпавший снег (с указанием толщины);

• уплотненный снег (возможно с вкраплением льда либо с включением частиц песка);

• обледенелое или гололедица (с указанием температуры воздуха).

Кроме того необходимо указание на наличие:

– продольного или поперечного наклона дороги и его величины, не находится ли на покрытии – ям, волнообразований, бугров, выбоин и т.п.

– если имеется колея, указываются ее глубина (до … см.), ширина и длина.

– в ряде случаев возникает необходимость в определении угла поворота (радиуса), территории перекрестка.

Кроме осмотра проезжей части необходимо осмотреть и другие элементы дороги:

> тротуар либо обочина – ширина и тип покрытия (асфальт, песок, щебень, шлак и др.), высота относительно проезжей части (бордюр);

> кювет – ширина, глубина, наклон откосов.

> трамвайный путь – его полотно, смещение в сторону и др.;

> наличие посадочных остановок либо площадок.

Подлежит фиксации степень освещенности участка дороги:

– естественное,

– искусственное.

Указываются какие лампы установлены на фонарных столбах:

– накаливания,

– люминесцентные дневного света,

– ртутные высокого давления.

Необходимо указание на состояние погоды:

– наличие облаков,

– звезд,

– луны,

– тумана.

Указывается наличие объектов внешнего окружения:

– домов;

– дорожных сооружений (светофоры, семафоры, шлагбаумы );

– дорожных знаков, действие которых – распространяется на данный участок дороги;

– деревьев и кустарников;

– железнодорожных переездов;

– и другое.

Закончив общий осмотр, необходимо перейти к детальному, который включает в себя:

1. Осмотр участка дороги (проезжей части, обочины, тротуара и т.д.) для обнаружения, фиксации и изъятия следов.

2. Осмотр трупа.

3. Осмотр транспортного средства.

Особенности осмотра места ДТП:

• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:

1) участок дороги, на котором произошла авария;

2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;

3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);

4) ТС, участвовавшие в ДТП.

• Особенность такого осмотра – непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.

• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.

• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.

Особенности осмотра ТС:

• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.

• Основными задачами осмотра ТС являются:

– выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;

– установление технического состояния ТС.

• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)

• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.

• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.

• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.

• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.

Особенности осмотра трупа:

• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.

Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:

• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.

• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:

– водительского удостоверения;

– технического паспорта на машину;

– документов на перевозку груза;

– путевого листа, и т.д.

• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП

90. Судебная экспертиза при ДТП:

Вопросы о механизме ДТП в целом, о месте столкновения ТС, направлении их движ-я… иногда – комплексные экспертизы с участием трасологов, фикиков, химиков. Эксперту предост-ся материалы дела, протоколы осмотра, вещдоки, показания свид-лей, закл-ие судмедэкспертизы, фотографии. Иногда – личное исследование экспертов ТС и дорожной ситуации.

Нек-ые вопросы относительно мех-зма развития ДТП могут быть разрешены при проведении суд-мед экспертизы: уст-ть положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующее движение ТС. Иногда важно определить физ-ое состояние водителя, наличие у него опред-ых св-в (недостаточная острота зрения, дальтонизм, глухота…)

С помощью автотехнической экспертизы проверяется версия об участии в происшествии неизвестного субъекта. Путем расчета мех-зма дв-ия ТС и сопоставления рез-в исследования с предполагаемым положением и действиями «3-го уч-ка» эксперт может подтвердить или исключить объект-ую возм-ть дорожной обстановки, на к-ой настаивает предполагаемый виновник.

После проверки показаний экспертиза – для ответа на вопрос о наличии у вод-ля тех возм-ти предотвратить ДТП, если он отрицает вину. При версии – неисправность ТС – комплексная экспертиза для уст-я причин и времени разрушения деталей и возможности своевременного обнаружения повреждения.

Изымаются и осматриваются докум-ты о ремонте ТС и установке дефектной детали, приказы д/л об обяз-тях лиц, отвечающих за выпуск ТС. Экс-за исп-ся, когда обвиняемые оспаривают данные о маневрировании, скорости ТС или пешехода, утверждают, что наруш-ие ПДД допустил др уч-к.

Проверяются выводы следователя, поиск возможных ошибок.

Предыдущая62636465666768697071727374757677Следующая

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 9053; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-6741.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.