Оценка уязвимости оти и тс это

Терминология, используемая при оценке уязвимости

Оценка уязвимости оти и тс это

Аварийно опасные химические вещества – опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

Внешний нарушитель – нарушитель, не попадающий в определение «Внутренний нарушитель»;

Внутренний нарушитель – нарушитель из числа персонала ОТИ или ТС или лицо имеющее право доступа в зоны безопасности и/или в/на критический элемент без сопровождения;

Зона транспортной безопасности (далее — зона безопасности) – часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, проход в которую осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) в соответствии с установленным порядком

Зона транспортной безопасности (по виду транспорта) (далее — зона безопасности (по виду транспорта) — часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства данного вида транспорта, на которой реализуются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана транспортной безопасности данного ОТИ или ТС;

Зона уязвимости — область (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) прилегающая к объекту транспортной инфраструктуры или область нахождения транспортного средства, на которой мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ или ТС или аналогичные им не реализуются;

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

Категория объекта транспортной инфраструктуры – результат комплексной оценки объекта, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.

Категория транспортного средства – результат комплексной оценки транспортного средства, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее — критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;

Модель нарушителя — совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства;

Нарушитель — лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, в том числе с использованием транспортного средства;

Непосредственная угроза — совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта;

Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

Обманное проникновение — обманная тактика действий нарушителя, включающая попытки нарушителя создать видимость санкционированных действий, характерных для обыкновенных для исполнения функций, обман персонала ОТИ или ТС и/или сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, использование чужих или поддельных документов, ключей, идентификаторов личности. Может применяться на  различных этапах скрытого или открытого проникновения;

Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

Опасные грузы — вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта;

Оружие массового поражения — оружие, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на большой площади. Поражающие факторы оружия массового поражения, как правило, продолжают наносить урон в течение длительного времени. Включает бактериологическое, химическое и ядерное оружие;

Осведомленность (нарушителя) – совокупность знаний нарушителя об инженерно-технических системах, инженерных сооружениях и технических средствах обеспечения транспортной безопасности, регламентах технического обслуживания ее элементов, тактике действий сил транспортной безопасности и их возможностях;

Факторы уязвимости ОТИ или ТС – конструктивные особенности ОТИ или ТС, особенности характера их эксплуатации или свойства элементов системы мер обеспечения ТБ, которыми может осознано воспользоваться нарушитель при совершении АНВ.

Открытое нападение – насильственная тактика действий нарушителя — нападение с применением насилия по отношению к людям и повреждением инженерно-технических средств, характеризующееся применением максимального количества вооружения и спецсредств;

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

Персонал – совокупность работников всех юридических лиц, а также физические лица, осуществляющие деятельность на территории объекта транспортной инфраструктуры или на транспортном средстве.

Подготовленность (нарушителя) – совокупность приобретенных навыков и качеств нарушителя, способствующих достижению им цели АНВ. Подготовленность нарушителя также отражает уровень полученной подготовки (тренировки) по применению специальных средств оснащения или оружия, на схожем объекте или его полномасштабном макете, аналогичным избранным для совершения АНВ;

Пользователи – физические лица, нахождение которых на территории объектов транспортной инфраструктуры или на транспортном средстве связано с приобретением товаров, получением услуг и/или не связано с организацией и обеспечением транспортных перевозок.

Посетители объекта транспортной инфраструктуры – физические лица, нахождение которых на территории объекта транспортной инфраструктуры не связано с получением услуг транспортной перевозки или с организацией и обеспечением транспортных перевозок.

Потенциальная угроза — совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.

Прямая угроза — совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.

Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, являющиеся источниками ионизирующего излучения;

Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности;

Скрытое проникновение — тактика действий, при которой нарушитель стремится остаться невыявленным на всех этапах совершения АНВ; характеризуется стремлением нарушителя преодолеть максимальное количество рубежей охраны без обнаружения, совершить АНВ и, по возможности, совершить отход; в случае обнаружения возможно изменение тактики;

Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

Стрелковое оружие — ствольное оружие для стрельбы пулями или другими поражающими элементами. В зависимости от источника энергии для метания поражающего элемента различают огнестрельное, пневматическое, механическое и электрическое стрелковое оружие.

Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

Тактика действий (нарушителя) – способ реализации вида угрозы при совершении АНВ. Открытое нападение. Скрытое проникновение. Обманное проникновение;

Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

Транспортная функция – перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты и запасов от места отправки к пункту конечного назначения/транзита, а также обеспечивающие ее мероприятия;

Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;

Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;

Тяжелое оружие — боевые и военные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины, созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания, противовоздушные, противотанковые и иные системы дистанционного поражения целей, огнестрельное оружие калибров крупнее 12 мм;

Угроза – возможность совершения акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Ядовитые вещества – вещества, способные вызывать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь и (или) контакте с кожей.

Источник: http://tb-expert.su/normativka/terminologiya-ispolzuemaya-pri-ocenke-uyazvimosti.html

Цель проверки уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктура | Цель проведения оценки тс и железнодорожного транспорта

Оценка уязвимости оти и тс это

С 2007 года для отдельных категорий транспортных средств (ТС) и многочисленных объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) в Российской Федерации действуют особые правила эксплуатации согласно положениям ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ.

Эти требования касаются защищённости ТС и ОТИ от внешних воздействий, которые могут повлечь нарушение их работы, причинить вред гражданам и организациям.

Процедуру оценки уязвимости транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, проходят все средства перевозки, а также вокзалы, мосты, аэродромы, особые участки дорог, метро и другие ОТИ.

Для чего нужно проверка уязвимости

Из-за напряжённой геополитической обстановки в мире и внутри РФ, в связи с участившимися в середине двухтысячных годов случаями терроризма руководство нашей страны занялось кардинальным пересмотром системы предупреждения подобных ситуаций, в том числе путём разработки и внедрения новых механизмов безопасности.

По задумке законодателей, проведение оценки уязвимости транспортных средств и ОТИ должно стать эффективным превентивным методом борьбы с любыми потенциальными опасностями, которые могут угрожать жизни и здоровью человека, сохранности имущества граждан и юрлиц.

Чтобы разобраться в тонкостях оценки уязвимости, понять, кому и зачем она нужна, обратимся к Закону о транспортной безопасности, который является основным нормативным актом, регулирующим эти вопросы.

Итак, оценка уязвимости ОТИ и ТС – комплекс мероприятий, направленных на диагностирование уровня защиты этих объектов от потенциальных внешних опасностей в виде актов незаконного вмешательства.

Оценка уязвимости является одним из важных элементов системы обеспечения транспортной безопасности, которая действует в нашей стране.

Обязанность проводить оценку уязвимости ОТИ и ТС возложена законом на:

  • перевозчиков, то есть тех лиц, которые на профессиональной основе занимаются перевозками людей, животных, багажа, грузов, в том числе опасных;
  • организации, на чьём балансе находятся те или иные ОТИ.

Правом заниматься оценкой уязвимости транспорта и транспортной инфраструктуры обладают только учреждения и организации, специально уполномоченные на это Министерством транспорта России. Как правило, это частные компании, получившие соответствующие разрешения.

Контроль деятельности таких фирм, а также общий надзор в области транспортной безопасности осуществляют Минтранс и подведомственные ему агентства.

В частности, вопросами безопасности автомобильного транспорта и автодорог занимается Федеральное дорожное агентство или Росавтодор.

Как выполняется проверка уязвимости

Процедуры проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС детально регламентированы в тексте приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87. Пункт 3.1. приказа содержит подробный перечень работ, которые входят в оценку.

Оценка ТС

Оценка уязвимости ТС включает в себя следующие процедуры:

  • исследование транспортного средства с точки зрения технического и технологического устройства, а также изучение его эксплуатации; по итогам работ специалист определяет, какие конструктивные элементы ТС являются критическими для безопасности – иными словами, где есть слабые места;
  • исследование тех систем безопасности, которые уже есть в конструкции ТС в качестве защитных мер от внешних воздействий. По итогам следует подробное описание этих мер и оценка того, насколько они соответствуют законодательно установленным требованиям к безопасности;
  • изучение тех методов воздействия на транспортные средства, которыми могут воспользоваться потенциальные злоумышленники для нарушения целостности систем ТС. Результат работ – создание так называемой модели нарушителя, то есть детальное описание всех возможных способов незаконного вмешательства в работу ТС;
  • на основании всех перечисленных действий специалист формирует перечень рекомендаций по улучшению и оптимизации мер безопасности.

Оценка объектов транспортной инфраструктуры

Процедура оценки объектов транспортной инфраструктуры включает в себя те же этапы с незначительными отличиями: исследуя технические и технологические особенности ОТИ, специалист в обязательном порядке учитывает особенности рельефа, геологические и гидрологические показатели, окружение объекта и другие важные детали, связанные с его расположением на местности.

В остальном оценка уязвимости ОТИ и ТС проходит одинаково. Заключение о проведённой оценке оформляется в виде двух идентичных документов на бумаге и одного в электронном виде – на магнитном диске.

Сроки проведения

Оценка уязвимости проводится в срок не более 1 месяца. В случае если в ОТИ или ТС произвели конструктивные, технологические либо иные изменения, которые повлияли на характеристики этих объектов, не позднее месяца со дня наступления таких изменений необходимо провести дополнительную оценку уязвимости.

Стоимость оценки зависит от тарифов, установленных оценочным организациям приказами Федеральной службы по тарифам: она определяет почасовые ставки за работы по оценке уязвимости для каждого субъекта РФ. Размер тарифов можно уточнить на сайте ФСТ России.

Согласование оценки уязвимости

После того как специализированная организация составила заключение об оценке уязвимости ОТИ или ТС, его необходимо согласовать и утвердить в контролирующем органе.

Заключения, вынесенные в отношении автотранспорта и автомобильных ОТИ, рассматривает Росавтодор. Срок согласования – не более 30 дней.

На основании утверждённой оценки уязвимости в течение трёхмесячного срока перевозчики и владельцы ОТИ обязаны составить план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) и также согласовать его с Росавтодором. Реализация ПОТБ на практике должна произойти не позднее 6 месяцев с даты утверждения оценки уязвимости.

Источник: https://legalpeak.ru/provedenie-ocenki-uyazvimosti-transportnyx-sred-v-2019-godu/

Что такое оценка уязвимости?

Оценка уязвимости оти и тс это

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

Что включают в себя технические и технологические характеристики объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств?

Рассмотрим на данной таблице:

N Элементы
1.  Геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ
2. Генеральный план ОТИ, технический паспорт ОТИ, план территории ОТИ, состав ОТИ (здания, сооружения и территория)
3. Функциональные особенности элементов ОТИ – (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а также режимы их работы и эксплуатации)
4. Отдельные элементы зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ
5. Периметр ОТИ, ограждение периметра ОТИ
6. Прилегающая к ОТИ территория, пути подъезда, подхода, места стоянок и остановки автотранспорта, естественные препятствия и возможные места укрытия потенциальных нарушителей
7. Ближайшие к ОТИ здания и сооружения, оказывающие влияние на уязвимость ОТИ
8. Перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки, площадки для высадки пассажиров, остановочные пункты (при их наличии), площадки межрейсового отстоя автобусов, стоянки транспортных средств, в том числе и стоянки личных легковых автомобилей
9.  Документация инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газообеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации)
10. Порядок эксплуатации (порядок функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газообеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации)
11. Технологические участки инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ
12. Точки доступа к внешним коммуникациям ОТИ
13. Технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток)
14. Производственный цикл ОТИ, особенности и временные показатели производственно-технологических процессов, места скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.)
15. Основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ).
16. Контрольно-пропускные пункты (посты) обеспечения транспортной безопасности.
17. Посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности
18. Зоны транспортной безопасности ОТИ, наземные, подземные и надземные переходы, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, технологический сектор зоны транспортной безопасности.
19. Сооружения, помещения и технологическое оборудование ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. критические элементы.

Вывод:

Знание и умелое использование особенностей технических характеристик и умелое построение технологического процесса функционирования объекта транспортной инфраструктуры способствует предупреждению и не допущению акта несанкционированного вмешательства в деятельность ОТИ и ТС.

План-конспект

проведения занятия повышения квалификации по транспортной безопасности работников 5 категории сил обеспечения транспортной безопасности

Предмет: Транспортная безопасность.

Тема занятия:  Граница и конфигурация зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, ее секторов. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП).

Цель занятия: довести до обучаемых сведения по границе и конфигурации зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, ее секторов, критическим элементам ОТИ и (или) ТС, местам размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП).

Используемая литература:

1.Приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Источник: https://studopedia.net/7_46010_chto-takoe-otsenka-uyazvimosti.html

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

Оценка уязвимости оти и тс это

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Оценка уязвимости ТС проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Общие положения проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, закреплены в Приказе Минтранса России от 12.04.

2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Данный материал подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее — методика), рекомендованными уполномоченными органами исполнительной власти и имеет обобщенный характер.

Первый этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, подразумевает под собой изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, порядка функционирования. Данный этап должен включать в себя выполнение следующих пунктов:

Общая характеристика ОТИ;

2)Описание ОТИ;

3)Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;

4)Определение конфигурации и границ зоны свободного доступа, зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов.

Для подготовки указанных разделов Результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с рекомендациями Федеральных агентств, необходимо получить исходные данные от собственника объекта. В качестве исходных данных могут быть использованы:

  • проектная документация;
  • договоры аренды земли, зданий, помещений;
  • свидетельства о регистрации прав на собственность;
  • локальные нормативно-правовые акты организации;
  • договоры на эксплуатацию и обслуживание технических систем объекта;
  • документы системы контроля и управления качеством;
  • другие документы, содержащие текстовые и графические материалы, описывающие сам объект, его назначение, производственные процессы.

Сотрудники специализированных организаций обязаны:

  • геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ;
  • генеральный плана ОТИ, технический паспорт ОТИ, план территории ОТИ, состав ОТИ (зданий, сооружений и территории);
  • функциональные особенности элементов ОТИ (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а так  же режимов их  работы и эксплуатации;
  • документацию инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо — обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) (с опросом ответственных лиц);
  • эксплуатацию (порядка функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо — обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) с фотосъемкой отдельных участков;
  • отдельные элементы зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;
  • периметр ОТИ и ограждения периметра ОТИ с  фотосъемкой отдельных участков;
  • прилегающую к ОТИ территорию, пути подъезда, подхода, места стоянок и остановки автотранспорта, выявить естественные препятствия и возможные места укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных элементов;
  • ближайшие к ОТИ здания и сооружения, оказывающие влияние на уязвимость ОТИ с их фотосъемкой;
  • перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площади, площади для высадки пассажиров, остановочные пункты (при их наличии), площадку отстоя ТС, стоянку транспортных средств, в том числе и стоянки личных легковых автомобилей с их фотосъемкой;
  • технологические участки инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ с фотосъемкой отдельных элементов;
  • точки доступа к внешним коммуникациям ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;
  • технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток);
  • производственный цикл ОТИ, особенности и временные показатели производственно- технологических процессов, места скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.);
  • основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ);
  • контрольно-пропускные пункты (постов) обеспечения транспортной безопасности с их фотосъемкой (обследуется при их наличии);
  • пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности с его фотосъемкой (обследуется при их наличии);
  • зоны транспортной безопасности ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности с фотосъемкой отдельных участков;
  • сооружения, помещения и технологическое оборудование ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. определить критические элементы.

На основании собранных исходных данных необходимо подготовить ряд схем (в соответствии с представленным ниже списком), они должны быть обязательно включены в отчет в раздел «Приложения»:
1. Ситуационный план ОТИ, на котором должны быть нанесены:

– границы ОТИ (территория, здания и сооружения ОТИ);

– перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки, площадки для высадок пассажиров, а также остановочный пункт (при его наличии)

– ограждение периметра  территории ОТИ;

– подъездные  пути к ОТИ;

–  примыкающие к ОТИ здания и сооружения.

– границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности)   и критические элементы;

– места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;

– места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;

– места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.
2. Поэтажная план – схема здания ОТИ, где нанесены:

 – границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;

– места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;

– места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;

– места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.

3. Схема размещения  инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ.

4. Схема размещения инженерно-технических систем, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ

Второй этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры включает в себя изучение систем принятых на объекте транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства, таких как:

  1. Организационная система;

  2. Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;

  3. Силы охраны;

  4. Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Выполнение первых трех пунктов формализовано, результаты заносятся в таблицы, формат и содержание которых определены в методиках.

Их смысл сводится к балльной оценке соответствия системы мер по защите от АНВ к данной категории объектов в четырех-бальной системе (чем выше балл, тем больше соответствие оцениваемого параметра к требуемому).

При этом требуемая система мероприятий будет соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов, утвержденным приказами Минтранса.

При выполнении четвертого пункта, по результатам заполнения таблиц, можно сделать вывод о степени соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов.

Методиками определен ряд формул для оценки степени соответствия существующей системы мер к требуемой (процентное отношение суммарного количества баллов по всем проверяемым параметрам при максимальной оценке к суммарному количеству баллов которыми оценивается реальное состояние).

Третий этап работ при проведении оценки уязвимости это изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельности ОТИ с использованием «модели нарушителя».

Состав работ на данном этапе приблизительно следующий:

1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

2)Анализ угроз по степени опасности;

3) Разработка модели нарушителя;

4)Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);

5)Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Модель нарушителя — это результат аналитической обработки перечня угроз в отношении исследуемого ОТИ, именно на основании модели нарушителя можно определить необходимость пересмотра категории безопасности объекта.

Разработка модели нарушителя формализована методикой, в которой определен формат таблиц и диаграмм для представления результатов работы в отчете по оценке уязвимости. Перечень угроз определен тройным приказом Минтранса, ФСБ, МВД России.

Четвертый этап работ определяет рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

На этом этапе необходимо провести следующие работы:
1) Определение рекомендаций к организационной системе;
2) Определение рекомендаций к инженерно-технической системе;
3) Определение рекомендаций к силам охраны.  

Цель выполнения этого этапа – определить задачи для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

На основании результатов предыдущих трех этапов работы становятся видны тонкие места и бреши в системе безопасности ОТИ — несоответствия существующей системы обеспечения безопасности по отношению к требуемой в соответствии с приказами Минтранса России, утверждающими требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Источник: http://tsystema.ru/services/otsenka_uyazvimosti_obektov_transportnoy_infrastruktury/

Процедура оценки уязвимости транспортного средства

Оценка уязвимости оти и тс это

Определение уязвимости транспортных средств приводится в Федеральном Законе 16 2007 года. Согласно нормативному акту под таким определением понимается степень защиты объектов и субъектов транспортной инфраструктуры от вмешательства третьих лиц.

Законодатель приводит конкретный перечень требований, согласно которым проводятся мероприятия по защите транспортных средств при движении на них населения.

За полноту и качественный результат оценки уязвимости ТС отвечает непосредственный собственник субъекта транспортной инфраструктуры.

Для того чтобы оценить степень защиты транспортных средств привлекаются специализированные организации. Специалисты оценочных компаний всесторонне используют методики проведения оценки уязвимости.

В конце работы специальной комиссии выносится заключение и предписание собственнику об устранении нарушений.

Результатом работы специалистов является выявление потенциальных и явных угроз, которые могут стать основой для незаконного вмешательства третьих лиц.

Порядок проведения

Алгоритм работы специальной комиссии регламентирован статьей 5 Закона о транспортной безопасности.  Согласно требованиям нормативного акта, предусматривается следующий порядок оценки уязвимости транспортного средства:

  • Изучаются технологические характеристики элементов транспортной инфраструктуры, попадающих под проверку. Исследуется дислокация и то, как используется объект. В заключении приводится подробное описание изучаемых характеристик, определение границ безопасной зоны. Также составляется перечень критических замечаний к самой инфраструктуре или транспортному средству.
  • Исследуются возможные способы реализации актов вмешательства в деятельность объектов транспортной сети. Составляет модель нарушителя, согласно которой нарушение нормального режима работы возможно при использовании данных о численности пассажиров, технических свойствах транспортных средств.
  • Оценивается действующая на предприятии система административных мер, согласно которым осуществляется защита транспорта и инфраструктуры. В заключении приводится подробное описание рабочего регламента организации, а также соответствие мероприятий действующим требованиям законодателя.
  • Составление перечня рекомендаций по внедрению новых направлений, которые должны дополнить существующую систему мер по обеспечению безопасности средств передвижения и их инфраструктуры.

Оформление результатов оценки уязвимости ТС осуществляется в виде документа, содержащего схематичные планы. Отчет изготавливается в двух бумажных вариантах, третий записывается на цифровой носитель. После этого материалы проверки направляются для принятия соответствующего решения на утверждение.

За компетентными органами остается право отказать в ратификации результатов оценки. Решение об отказе должно быть мотивированным, о чем сообщается в письме организации с приложением второго экземпляра отчета.

Периоды проведения оценки уязвимости ТС

Сроки проведения оценки уязвимости транспортного средства зависят от выбранного направления для анализа. Законодатель устанавливает конкретные сроки, например, по объектам транспортной инфраструктуры (ТИ):

  • После того, как на официальном сайте появятся сведения о включении элемента морского или речного сообщения в категорию объекта инфраструктуры есть три месяца на проведение оценки.
  • Субъекты ТИ обязаны в трехмесячный срок с даты утверждения результатов оценки уязвимости представить в агентство морского и речного транспорта федерального значения план введенного в строй объекта.
  • Отработка утвержденного плана происходит поэтапно:
    • В течение 2 лет со дня присвоения 1-й или 2-й категории объектам ТИ.
    • В течение одного года с даты присвоения 3-й или 4-й категории объектам транспортной инфраструктуры.
  • В течение одного месяца следует утвердить на месте план, который прошел подтверждение в компетентных органах.

Сроки проведения оценки и дополнительных мероприятий в отношении транспортных средств:

  • На получение результатов оценки у организации есть не более трех месяцев с даты, когда на официальном сайте ведомства появилась информация о включении транспортного средства в штат перевозчика.
  • С даты утверждения результатов оценки следует отсчитывать три месяца на представление плана в федеральное агентство.
  • Для реализации плана отводится от 6 месяцев до одного года в зависимости от категории, к которой причислено транспортное средство.

Что содержится в описательной части результатов оценки

Результаты оценки уязвимости транспортных средств должены содержать подробные данные по следующим элементам инфраструктуры и транспортных средств:

  • по явным критическим элементам;
  • по критическим элементам снабжающих систем, таких как водопровод, теплотрасса, электрические сети. В эту же категорию для проверки входят системы кондиционирования, канализации;
  • по прилегающим к объектам инфраструктуры объектам;
  • по каналам связи;
  • по техническим средствам, предназначенным для проведения досмотра;
  • по СКУД, видеонаблюдения и охранной сигнализации;
  • по цифровым каналам связи.

В результатах проведения оценки уязвимости ТС в обязательном порядке отражаются выводы по обследованию пропускного режима, охраны объектов и практического применения действующих инструкций.

В акте приводится анализ по готовности имеющейся материальной и технической базы для отражения внезапного нападения или предупреждения случаев несанкционированного вмешательства в нормальный рабочий режим (угроза террора).

Образец

На титульном листе образца отчета об оценке уязвимости транспортного средства проставляется отметка об ограничении доступа к результатам экспертизы. Форзац документа заверяется руководителем соответствующего ведомства, в подразделении которого проводились проверочные мероприятия.

Далее на титульном листе указываются наименование субъекта, где проводится проверка, категория и название объекта. Следующим по порядку следует информация об организации, которая разрабатывала отчет и дата составления. Образец документа всегда можно скачать в сети. По заполнении документ становится секретным и подлежит использованию только в организации и контролирующих органах.

За правильное оформление отчета об оценке ТС отвечает исполнитель проекта.

Скачать образец оценки уязвимости транспортного средства

Отмена оценки уязвимости ТС

В настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в утвержденный ранее закон о транспортной безопасности. Инициаторы документа предлагают заменить неопределенное понятие частей транспортных средств на надводную и подводную.

Также в тексте обращения к Правительству содержится предложение об отмене категорий для объектов оценки уязвимости, само проведение оценки и даже разработку планов.

Указанное действие вызвано выявившимися фактами несогласованности отдельных положений Федерального Закона.

Сам по себе факт отмены лицензирования по безопасности транспортной деятельности подразумевает замену понятий.

Например, вместо результатов оценки планируется выдавать в установленном порядке паспорт безопасности. Типовые формы документов планируется вводить поэтапно отдельным постановлениями Правительства.

Аналогично результатам оценки, паспорта будут содержать гриф коммерческой тайны (ограниченного доступа).

Стоимость процедуры

Средний бюджет проведения оценочных мероприятий уязвимости обычно зависит от объема проведения работ, региона, где располагается экспертная группа и штат субъектов объекта:

  • От 20000 рублей за одну группу. В стоимость включаются работы по оценке, сопровождения проекта до момента утверждения (отказа в ратификации) соответствующими органами. Как правило, специализированные компании работают на условиях стопроцентной предоплаты.
  • От 30000 рублей обойдется компаниям, претендующим на получение плана внедрения мер по устранению уязвимостей при эксплуатации средств перевозки. Аналогично вышеуказанному случаю, вносится стопроцентная предоплата. Расчет включает предоставление организации всех экземпляров плана, — два на бумажном, один в электронном виде на цифровом носителе.
  • От 45000 рублей будет стоить разработка документации на транспортное средство, включенное в официальный перечень, опубликованный на портале ведомства. В расчет включаются планы обеспечения безопасности при эксплуатации транспортных средств и сопровождение до момента проведения регистрационных действий.

Возможные нюансы оценки уязвимости ТС

За нарушение порядка проведения аттестации по транспортной безопасности, равно как и использование транспортных средств без проведения необходимых оценочных мероприятий уязвимости влечет за собой:

  • Наложение штрафа в размер от 3 до 5 тысяч рублей. Если противоправное действие совершается повторно, штраф может быть увеличен до 10 тысяч рублей. Если обвинитель докажет умысел при совершении действия, — до 30000 рублей.
  • Должностным лицам, привлекаемым за нарушение правил эксплуатации элементов транспортной инфраструктуры, придется раскошелиться на 30000 рублей, а при повторном нарушении штраф увеличивается до 50000 рублей. При умышленном правонарушении можно попасть под арест до 10 дней или заплатить 100000 рублей штрафа.
  • Ответственность для юридических лиц предусматривает наложение штрафа в максимальном размере до 500000 рублей. Также такие организации рискуют получить уведомление о приостановлении деятельности на период до 90 дней.

Источник: https://zakon-voditel.ru/prichinenie-ushherba-avtomobilju/otsenka-uyazvimosti-transportnogo-sredstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.